Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Сегодня врач-хирург, сестра Людмилы Вербицкой отмечает 77-летие

Наталья Бубнова более 55 лет работает в больнице Св. Георгия. Профессор Первого медицинского и медицинского факультета СПбГУ, дочь «врага народа» и родная сестра знаменитой Людмилы Вербицкой отмечает свой день рождения как всегда на рабочем месте
Сегодня врач-хирург, сестра Людмилы Вербицкой отмечает 77-летие Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В городской больнице Св. Георгия несколько десятков лет находится кабинет профессора Бубновой. Там нас и встречает Наталья Алексеевна. Угощает чаем с печеньем и начинает рассказ, достойный отдельной книги.

«Будь умницей»

«Я родилась в 1944 году в Ленинграде. Я была младшенькой, сестра Людочка старше меня на 8 лет, – начинает Наталья Бубнова, но мы пока не знаем, о какой Людочке речь. – Людочка, Вербицкая Людмила Алексеевна».

А Наталья Бубнова продолжает как ни в чем не бывало: «Все медали «За оборону Ленинграда» подписаны нашим папой, Бубновым Алексеем Александровичем. Он был секретарем Ленгорсовета, в 1949 году арестован по «Ленинградскому делу». Мне тогда было 5 лет».

Наталья Алексеевна хорошо помнит этот день: «Просыпаюсь, в комнате полно людей. Какой-то человек достает фотографию папы и кричит: «Видите, вот он, английский шпион – на фото стоит с английской королевой!» Папа одевается, он очень высокий, в длинном кожаном пальто. Берет на руки меня, говорит: «Будь умницей». И уходит. Мама плачет, Людочка плачет, и мы смотрим из окна, как его сажают в «черный ворон». Больше я его не видела».

В октябре 1950 года Алексей Бубнов, вернувший 20 площадям и улицам Ленинграда их исторические дореволюционные названия, в том числе Дворцовой площади, Невскому проспекту и Садовой улице, был расстрелян. Его тело вместе с телами других расстрелянных вывезли на кладбище Донского монастыря, кремировали и сбросили останки в яму. Но родные узнают об этом много лет спустя. Дата смерти у всех 17 человек из «Ленинградского дела» – одна и та же. Потом найдется фотография: там Бубнов в разорванной рубашке и адмирал флота Вербицкий – несостоявшийся будущий свекор Людмилы. Она потом выйдет замуж за его сына Всеволода.

«Начались аресты членов нашей семьи. Маму отправили в Тайшетский лагерь, Людочке тогда было 14 лет, ее отправили в детскую трудовую исправительную колонию во Львов. В ссылку отправили 77-летнего дедушку и 66-летнюю бабушку, двух братьев и двух сестер папы. Если бы я не заболела гепатитом и меня не отправили бы ко второй бабушке в Ессентуки, в детдом отправили бы и меня», – рассказывает доктор.

Только в 1954 году семья воссоединилась в родном Ленинграде. Всю жизнь сестры были очень близки.

«После смерти Людочки я долго не могла начать писать воспоминания. Она умерла 24 ноября 2019 года, но с тех пор я все равно каждый вечер иду к телефону. За последние 60 лет не было ни одного дня, когда мы с ней не говорили бы вечером, где бы ни находились. Хотя мы были разными. Она всегда решала государственные проблемы, а я тут, на грешной земле», – говорит профессор.

Только хирургия!

Людмила изучала филологию, а Наталья решила стать врачом и поступила в Первый медицинский. Хирургия захватила полностью, еще студенткой Наталья пришла в больницу им. Карла Маркса (будущую больницу Св. Георгия). Так с 1962 года она познакомилась с больницей, в которой работает всю свою жизнь. Девушку брать на такую серьезную специальность, как хирургия, не хотели, но напористость и храбрость Натальи сравнивали с залпом «Авроры» – устоять было невозможно. Закончила Первый мед, конечно, с отличием.

«Такая началась жизнь в больнице Карла Маркса! Сутки через сутки пахала, писала диссертацию, она посвящена лимфатической системе и венозной патологии. В 1975 году защитила, меня взяли на кафедру. И все это время я работала больничным врачом. Я тут просто жила, преподавала своим студентам с кафедры. Ходили смотреть, как оперирует знаменитый хирург Анатолий Михайлович Гранов, а его сын Дима у меня учился – теперь он трансплантолог, академик РАН!» – рассказывает Наталья Алексеевна.

Удивительная судьба вновь свела несколько знаменитых семей. Старший Гранов поселился в доме, где жила Людмила Вербицкая. Академик в свое время лечил родителей нынешнего президента России. А сам Владимир Владимирович был заместителем Людмилы Вербицкой, проректором по международным делам. И все семьи часто собирались за одним столом, дружили и всегда умели быть благодарными.

В 1995 году Людмила Алексеевна Вербицкая, уже будучи ректором СПбГУ, организовывает медицинский факультет, потому что во всех университетах мира он есть, в ленинградском не было. Над сестрами хихикали: «Под тебя, наверное, факультет сестра открывает!» Но Наталья отказалась сначала там работать, чтобы не быть под началом старшей сестры.

Новый год вдвоем

Ее личная история любви заслуживает отдельного рассказа.

«В 10 класс нашей школы пришел новый мальчик Валера. Брюки-дудочки, башмаки на платформе, папаха – настоящий стиляга, его отец в Венгрии служил. И покупал всем шоколадные конфеты. Конечно, я его возненавидела в тот же момент», – смеется Наталья Алексеевна.

Валера провалился на экзаменах и ушел служить на 5 лет на флот. На третьем году его службы пара поженилась и с тех пор вместе. Супруг, кстати, тоже до сих пор работает, он закончил электротехнический и сейчас завкафедрой. Их дочка Татьяна отпраздновала недавно юбилей, уже взрослый внук. Но врачами никто, к сожалению, больше не стал.

Наталья Бубнова перестала оперировать только 5 лет назад, но профессорско-преподавательскую деятельность не оставляла ни на день. С гордостью говорит, что она ни разу не пропустила ни одной конференции! И даже COVID-19 не смог сокрушить эту потрясающую женщину.

«Этот новый год мы впервые за 55 лет встречали вдвоем с моим супругом Валерой – я заболела COVID-19, у мужа тоже тест был положительный», – вспоминает Наталья Алексеевна.

Она говорит, что каждую неделю у нее брали тесты ПЦР. И результаты были отрицательными. Только в конце декабря температура поднялась до 38, началась слабость. Однако ПЦР по‑прежнему был отрицательный, и женщина пошла на работу, фактически перенеся инфекцию на ногах. Только 29 декабря тест оказался положительным, а уже 5 января – отрицательным. Так, к счастью, и прошел для нее COVID-19.

«Больные – это самое главное»

Своим родственникам и друзьям Наталья Алексеевна всегда помогает, в том числе и в родной больнице Святого Георгия.

«Надо мной дочка смеется, говорит: «Пьер Безухов стал человеком, когда смог первый раз сказать «нет». Ты, видимо, никогда человеком не станешь!» – смеется профессор.

Она по‑прежнему преподает в своих родных университетах, по‑прежнему приходит в свой кабинет с табличкой «Профессор Бубнова» в больницу на Северном, 1.

«Для меня больные – это самое главное, я обожаю обходы, обожаю консультировать, обожаю своих студентов, коллег. Здесь же вся моя жизнь!» – говорит Наталья Алексеевна.

А в самой больнице ее называют «нашей мамой». Она обо всех все знает, обо всех заботится, кого‑то консультирует, устраивает, лечит, кому-то кладет в карман халата печенье, пускает в свой кабинет – отдохнуть и переодеться. Врачи в кулуарах говорят, что на консультации по сложным случаям – только к Наталье Алексеевне. И она спасет.