Петербург готовит электромоторную революцию
Власти города намерены активно заняться развитием электротранпорта в Санкт-Петербурге. Это касается как создания научно-производственной базы, так и перевода городского автопарка и пассажирского транспорта на новый вид топлива. Однако провести глобальные изменения одному региону не под силу, требуется поддержка федерального центра.
ЕСТЬ ПОТЕНЦИАЛ
Как рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, в Петербурге завершена работа над докладом «Перспективы развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России». Научная группа, в которую входили представители Политехнического университета, фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», «ВЭБ.РФ» и другие, констатируют, что в ближайшие 10-15 лет все европейские страны начнут активный переход на новый вид транспорта – электрический.
«Россия как подписант Парижского соглашения о климате обязана соблюдать взятые на себя обязательства. Это значит, к 2050 году требуется серьезно снизить выбросы в атмосферу, – продолжает Владимир Княгинин – Нам придется переходить на новые экологические стандарты. Переход в пожарном порядке будет более затратный».
Интерес петербургских властей к данной теме не случаен. Из слов вице-губернатора следует, что было бы неплохо сделать наш город одним из отечественных центров, который займется электротранспортом. Аргументы вице-губернатора предельно просты: Петербург уже обладает научно-техническим потенциалом, проектировщики с берегов Невы разработали первый электромобиль «Кама», опытные образцы которого уже выпустил КамАЗ. Кроме этого в городе действуют специальная программа по развитию сети электрозаправок и другие меры по внедрению экологически чистого вида транспорта.
БОЛЬШЕ ЗАРЯДОК…
Сейчас парк городского электротранспорта насчитывает 245 единиц техники. Это 110 частных автомобилей, 125 троллейбусов, имеющих автономный ход, и 10 электробусов. «Всего в городе 35 станций подзарядки автомобилей, и в течение нескольких лет их будет уже 100», – добавляет Владимир Княгинин.
По его словам, правительство города ввело норматив, который обязывает девелоперов устанавливать «медленные зарядные устройства» в новых жилых комплексах из расчета одна зарядка на 1600 квадратных метров жилой площади.
«Ежегодно в городе вводится по 3 миллиона квадратных метров жилья, это означает, что ежегодно будут появляться более чем по 1800 мест подключения», – говорит он.
Вице-губернатор Владимир Княгинин добавляет, что в каждой стране используют разные схемы стимулирования населения для перехода на новый вид транспорта.
«Я не сторонник ограничений и ужесточительных мер для обычного автотранспорта. Считаю, что необходимо стимулировать людей. Это могут быть льготы на покупку, отмена транспортного налога, бесплатные парковки в центре города», – добавил он.
…И ТРАНСПОРТА
Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин говорит, что на предприятии уже давно занимаются созданием электротранспорта. Хотя в большей степени речь идет о пассажирском транспорте. Он не стал раскрывать продажную стоимость электромобиля «Кама», объяснив, что это только опытные образцы.
«Самым дорогим в электромобиле является аккумулятор. Его стоимость может составлять от 30 до 40 процентов цены электрокара», – добавил Сергей Когогин.
Он также уточнил, что в Европе стоимость такого автомобиля может колебаться от 20 тысяч до 30 тысяч евро. По текущему валютному курсу это от 1,8 миллиона рублей. Однако глава автоконцерна обратил особое внимание, что заниматься развитием электротранспорта стоит, только используя отечественные комплектующие. Хотя эксперт признал, что с созданием аккумуляторных батарей в стране не все так хорошо. Кроме того, аккумуляторы, которые КамАЗ использует для пассажирского транспорта, не совсем подходят для легковых автомобилей как по габаритам, так и по объему накопителя. Сейчас электробус способен преодолевать немногим более 200 километров. Зимой дальность хода становится еще меньше. Отечественный легковой электрокар «Кама» способен преодолеть без подзарядки 250 километров и развить скорость до 150 километров в час.
Помимо создания аккумуляторов для электромобилей существует и другая проблема – их утилизация.
«Это серьезные вызовы, но уверен, что российские инженеры и ученые способны решить эту проблему», – резюмировал Сергей Когогин.
В свою очередь, главный экономист «ВЭБ.РФ» Андрей Клепач уверен, что одномоментно провести электроавтомобилизацию всей страны невозможно.
«Потребуется слишком много средств. Поэтому логичней было бы создать пилотные проекты в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань», – считает Андрей Клепач.