Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Кинозвезда «Овечка», «генерал» и «Поезд Победы». Как в Петербурге прошел парад ретропаровозов

Три старинных локомотива встретили на Витебском вокзале
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

На Витебском вокзале в преддверии 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялся парад паровозов. К перрону поочередно прибыли три легендарные машины – паровые локомотивы серий Ов, Эр и П36. Они использовались в железнодорожных перевозках с начала двадцатого века до середины 70-х годов.

«Сохранение памяти о подвиге, в том числе о подвиге железнодорожников, без которых была бы невозможна победа в Великой Отечественной войне, – это важная задача, которую мы вместе с Октябрьской железной дорогой, с Российскими железными дорогами всегда обеспечиваем, и стараемся сделать эту память вечной», – отметил во время праздничного парада председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Кирилл Поляков.

Около двух сотен петербуржцев стали свидетелями представления, в роли участников которого выступили не только ретромашины, но и актеры, танцоры и военные музыканты. Театральные зарисовки позволили воссоздать атмосферу встречи эшелонов, прибывающих в город в военное и послевоенное время.

Паровоз Победы

«Октябрьская железная дорога на всем своем протяжении – от Мурманска через Ленинград и до Москвы – находилась на передовой. Основная задача железнодорожников была, прежде всего, доставлять грузы из тыла на фронт: продовольствие, орудия, снаряды. Мы видели сегодня легендарный паровоз серии Эр, который первым прибыл в Ленинград с продовольствием после прорыва блокады», – напомнил начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин во время ретропарада.

Вклад паровозов серии Эр в историю СССР огромен. Они работали на протяжении почти всего XX века, пройдя Первую мировую, Гражданскую, финскую и Великую Отечественную, стали участниками всех побед и поражений. А по количеству локомотивов серии (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска этот паровоз является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения и локомотивостроения.

Кинозвезда «Овечка»

Отдельной гордостью Октябрьской железной дороги является паровоз серии Ов-324. Этой «Овечке» 116 лет. Она послужила дольше других и была отправлена на пенсию лишь в конце 60-х годов прошлого столетия. Кстати, по сравнению с другими российскими и советскими паровозами «Овечки» чаще всего участвовали в боевых действиях. Это было связано с легкостью машины: во время военных действий лишь паровозы этой серии могли одеть в броню без опасения повредить рельсы. К слову, если в ленте о Великой Отечественной появляется бронепоезд, это точно «Овечка».

«В послужном списке «Овечки» такие фильмы, как «Гибель империи», «Край», «Про уродов и людей», «Анна Каренина». Сейчас она используется в основном только для торжественных мероприятий, потому что мы ее бережем. Она у нас стоит не как все, на улице, а в отдельном гараже», –  говорит машинист паровоза Павел Некрасов.

Рекордсмен П36

Последним под мощный гудок прибыл на перрон П36, получивший прозвище «генерал» за характерные полосы-лампасы по бокам. Эти локомотивы считаются самыми современными моделями пассажирских послевоенных паровозов. Благодаря им, а также работам по усилению пути, удалось серьезно сократить время следования поездов. С появлением П36 домчаться из Ленинграда в Москву стало возможным за девять часов вместо одиннадцати. Допустимая скорость на отдельных перегонах выросла до 100 км/ч.