Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

Как ленинградские силы ПВО отогнали Пауэрса от Байконура

Первомай 1960 года стал одним из пиковых моментов холодной войны. В небе над Свердловской областью был сбит американский самолет-разведчик Lockheed U-2, летчик Френсис Гэри Пауэрс катапультировался. «Петербургский дневник» выяснил, что целью разведывательного полета было фотографирование первого в мире космодрома Байконур, но долететь до цели Пауэрсу не позволили силы противовоздушной обороны, оперативно направленные в район космодрома из Ленинграда

Маршрут самолета-разведчика

Американский самолет-разведчик стартовал ранним утром 1 мая 1960 года на военно-воздушной базе в пакистанском Пешаваре. Он пролетел над Афганистаном и пересек государственную границу СССР над Таджикской ССР на максимальной на тот момент высоте – 24 километра над землей.

Полигон в степи

Полковник Владимир Цыбрин, преподаватель кафедры информационно-вычислительных систем и сетей Военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф. Можайского в это время служил на Байконуре. Громкое, известное всему миру имя – Байконур – космодром, построенный в казахстанской степи, получил позже, 12 апреля 1961 года, когда отсюда стартовал в космос Юрий Алексеевич Гагарин. А весной 1960 года даже космодромом Байконур еще не называли. В обиходе у тех, кто там работал, было слово «полигон» или «полигон Тюратам» по названию маленького железнодорожного полустанка вблизи. В документах 1950-60 годов он значился как «объект № 135».

Владимир Цыбрин отвечал на полигоне за траекторные измерения. До старта Гагарина с полигона было произведено семь запусков в рамках подготовки полета человека в космос. Первый из них осуществлен 15 мая 1960 года – в космос полетела только ракета без пассажиров, затем состоялась серия пусков с собачками и в два последние перед полетом Гагарина вместе с собаками летали еще и манекены, которые были нужны, чтобы настроить системы бортового телевидения перед полетом человека. Параллельно с космодрома осуществлялись пуски по военным программам.

Счет на секунды

Владимир Цыбрин рассказал «Петербургскому дневнику» о событиях на полигоне в связи с полетом самолета-разведчика. «Главной задачей разведывательного полета летчика Френсиса Гэри Пауэрса, самолет которого – Lockheed U-2 – был сбит 1 мая 1960 года над Свердловской областью, было фотографирование космодрома и привязка фотографий к географическим координатам», – рассказал собеседник.

Он отметил, что американцы не знали точного места старта запускаемых с полигона межконтинентальных баллистических ракет (к типу МБР относились и ракеты для полетов в космос, и военные разработки. Главные отличия состояли в скорости подготовки ракеты к запуску. Гражданские пуски предполагали более длительный период подготовки ракеты к старту. – «Петербургский дневник»). Координаты старта в то время были совершенно секретными. Американская аппаратура могла засечь ракету уже в полете над восточной частью СССР. Засекреченность места старта не давала возможности получить точные характеристики испытываемых и принимаемых на вооружение МБР.

«Пауэрс имел задачу сфотографировать полигон, стартовый комплекс. У него была аппаратура для фотографирования, аппаратура контроля работы наших радиолокационных станций, – комментирует Цыбрин. – О подготовке этого разведывательного полета нашей разведке стало известно заранее и были приняты меры, чтобы не допустить разведчика к полигону. На полигон срочно была переброшена зенитная ракетная бригада, снятая из кольца ПВО Ленинграда. До этого никаких средств ПВО на полигоне не было».

Отпугнули шпиона

События развивались стремительно. «Бригада получила приказ развернуться и доложить о готовности к 30 апреля. Время на развертывание было весьма ограничено. 1 мая утром на полигоне была объявлена воздушная тревога, – вспоминает очевидец событий. – Пауэрс вошел в зону обнаружения. Но наши зенитчики спешили его сбить и рано включили радиолокационные станции наведения зенитных ракет. Пауэрс с помощью аппаратуры самолета обнаружил сигналы этих станций и обошел полигон стороной по дуге, не долетев до полигона 50 километров».

Далее Пауэрс взял курс на Урал. Развязка наступила в 30 километрах до Свердловска (сейчас Екатеринбург. – «Петербургский дневник»). Над Верхне-Сысертским водохранилищем в самолет U-2 попала зенитная ракета, был поврежден двигатель и хвостовая часть. Пилот катапультировался вблизи станции Косулино, где его задержали местные жители. Помимо средств спасения – охотничьего ножа, надувной лодки, компаса, запаса еды и воды, у Пауэрса обнаружена монета достоинством в 1 доллар с отравленной иглой, которой он не привел яд в действие, и шелковое полотнище с надписью на 14 языках, включая русский: «Я не несу зла вашему народу. Если вы мне поможете, то получите награду».

Во время операции по перехвату самолета-разведчика случайно дружественным огнем был сбит один из советских самолетов МиГ-19, поднятых на перехват U-2. Его пилот – старший лейтенант Сергей Сафронов – погиб. Пилоту высотного самолета-перехватчика Су-9 Игорю Ментюкову была поставлена задача протаранить самолет Пауэрса, но он не справился с задачей.

Первоначально власти США отрицали тот факт, что полет Пауэрса был разведывательным и готовился ЦРУ, утверждая, что самолет «заблудился». Однако американский пилот дал показания, а его самого и обломки самолета показали по советскому телевидению. Решением Военной коллегии Верховного суда СССР 19 августа 1960 года Френсис Гэри Пауэрс был приговорен к 10 годам лишения свободы, но в скором времени его обменяли в Берлине на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Координаты полигона не рассекретили даже после полета Гагарина. Международной комиссии, которая прибыла для фиксации мирового рекорда, сообщили координаты полигона-дублера в 30 километрах от реального полигона, где были выстроены деревянные макеты стартового комплекса. Глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS тогда еще не было, и это позволило хранить секретность достаточно долго.