Яндекс.Метрика
  • Оксана Беляева

Вторая линия петербургского метро отмечает юбилей

Ее торжественно открыли 29 апреля 1961 года. Сегодня узнать историю появления ветки можно, заглянув в фонды Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб)

Проектирование второй ветки началось в первой половине 1950-х годов.

От окраин – к центру

Среди множества новаторских предложений была идея сделать метрополитен наподобие московского, где кольцевая линия опоясывала бы центральную часть города. Невско-Василеостровский диаметр, Московско-Петроградский диаметр, а радиусы – Автовский, Лесной и Охтинский примыкали бы к пересадочным станциям кольца.

Однако такие смелые идеи, принадлежавшие инженеру Ленинградского метрополитена Виктору Сорокину, остались на бумаге. На рассмотрение председателя Совета министров СССР Георгия Маленкова был представлен проект, согласно которому на второй линии от завода «Электросила» до площади Льва Толстого планировалось построить девять станций: «Электросила», «Лиговская», «Киевская», «Технологический институт», «Садовая», «Грибоедовская», «Марсово Поле», «М. Горького», «Льва Толстого».

Существенные коррективы в проектирование и строительство метро внесло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На практике это означало сокращение затрат на возведение метро.

Среди оригинальных предложений Виктора Сорокина было и внедрение станций со скоростными лифтами, стоимость которых оказалась дешевле станций с наклонными ходами в три раза. Однако эта идея так и не была реализована.

Горизонтальный лифт

Сооружение первого участка второй очереди метрополитена началось в 1957 году. В местной прессе снижение финансовых затрат на строительство преподносилось как достижение метростроевцев. «Экономическая газета» писала, что проходчики, отделочники, бетонщики, мраморщики, монтажники, каменщики, инженеры, архитекторы работают под девизом «каждый метр пути должен стоить дешевле, чем прежде».

В интервью «Экономической газете» начальник производственного отдела «Ленметростроя» Константин Кузнецов заявлял, что этого удалось добиться за счет механизации работ и совершенствования технологий. Так, например, проектным планом предусматривалось строительство станции закрытого типа «горизонтальный лифт», которая получила название в честь одноименного парка «Парк Победы».

Данный тип станции был впервые применен в общемировой практике метростроения.

Станция «Технологический институт» задумывалась как пересадочная станция Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линий. И при проектировании «Технологического института-2» было применено новшество, которое тогда не имело аналогов в мировой практике. С целью создания максимального удобства для пассажиров пересадка с линии 1 на линию 2 должна была осуществляться на одной платформе с переходом лишь с одной стороны на другую.

Не без сложностей

Строительство первого участка второй очереди метрополитена шло интенсивными темпами. Однако не обходилось без срывов, связанных, как правило, с задержками поставок материалов и оборудования. Между тем, непростая транспортная ситуация, сложившаяся в Московском районе в 1960 году, требовала досрочного открытия новой линии. По договоренности Министерства транспортного строительства с ленинградскими организациями были приняты меры по завершению строительства метрополитена в этом районе на полгода раньше.

В итоге подземную трассу «Технологический институт» – «Парк Победы» построили к 1 мая 1961 года. На этом участке протяженностью 6,6 километра были сооружены станции «Технологический институт-2», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила», «Парк Победы». Метростроевцы успели закончить основные работы, однако, как отмечалось на партийном собрании парторганизации управления Ленметростроя 18 апреля 1961 года, в преддверии сдачи второй очереди осталось «множество недоделок». Их ликвидация заняла еще какое-то время.

Закрыть