«Синоним стойкости, человечности и памяти»: в Петербурге состоялась премьера «Девятаева»
Накануне в Петербурге состоялась премьера фильма «Девятаев» режиссеров Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова, в основу которого легла история реального подвига времен Великой Отечественной войны. На «красной дорожке» кинотеатра «Аврора» исполнитель главной роли Павел Прилучный рассказал, как худел и учился летать на самолетах. А сын легендарного летчика Александр Девятаев оценил, насколько правдиво создателям картины удалось рассказать историю его семьи.
От ада к герою
На старте проект носил название «Побег из ада», и оно казалось очень подходящим истории, которую только предстояло экранизировать. В основу сценария лег легендарный побег 10 военнослужащих из немецкого концлагеря в феврале 1945 года.
Советский летчик Михаил Девятаев попал в плен в июле 1944 года, пытался бежать, но его поймали и отправили на верную смерть в концлагерь Заксенхаузен. Однако там парикмахер дал ему нашивку уже умершего заключенного Степана Никитенко, побег за которым не числился, а значит, и мгновенной ликвидации он не подлежал. Нацисты направили Девятаева-Никитенко работать на ракетный полигон Пенемюнде на острове Узедом, где ковалась последняя надежда Рейха на победу – крылатые ракеты «Фау-1» и баллистические ракеты «Фау-2».
Уже на острове летчик узнал, что девять заключенных готовят побег по воде, он убедил их угнать немецкий бомбардировщик Heinkel He 111. Несмотря на то, что за штурвалом именно этого самолета Девятаев никогда не сидел, а также на крайне тяжелое физическое состояние (к тому моменту он весил всего 36 килограммов), ему удалось подняться в воздух. Несколько раз подбитый бомбардировщик упал близ города Вольдемберг, где уже была 106-я советская армия.
Все эти события так или иначе в фильме отражены, однако киноделы фокусируют внимание не на страшной жизни в концлагере, а на сам побег. Тогда и смена названия выглядит оправданно, ведь ужасы нацистского ада хоть и показаны, но мельком, только в качестве прелюдии к основному действу.
Зато зрители смогут увидеть по-настоящему грандиозные сцены полетов, борьбы под облаками и просто невероятные виражи. Это настоящий военный блокбастер, уснуть за просмотром которого невозможно.
«Сцены в воздухе мы снимали с помощью виртуальной реальности, поэтому и смогли добиться такой достоверности. Причем зритель видит полет глазами героя, а значит, и переживает вместе с ним. Насколько я знаю, в России до этого так никто не снимал. Но я уверен, что виртуальная реальность будет использоваться для съемок фильмов все чаще», – рассказал Сергей Трофимов.
Кстати, «Девятаев» должен стать еще и первым в России полнометражным фильмом, снятым не только в горизонтальной, но и в вертикальной интерактивной версии, предназначенной для просмотра на мобильных телефонах. «Вертикальная версия картины будет готова через несколько месяцев», – добавил режиссер.
Никакого ура-патриотизма
Сказать, что «Девятаев» – картина о войне, сложно, ведь в основе главной драмы противостояние не «наших» и «врагов», а двух друзей, один из которых предал Родину, а второй – нет. Удивительно, но даже при такой фабуле создатели картины не скатываются в ура-патриотизм.
«То, что выпало на долю того поколения, даже представить себе трудно. И наш фильм – это дань всем этим людям. Но подвиг – только одна сторона картины. Нам удалось в одной ленте совместить аттракцион с паллетами, драму, основанную не только на войне, но и на дружбе. Бывает, что каким кино задумываешь, таким оно и получается, однако у нас был совсем другой случай. Мы проделали огромную работу на этапе монтажа, чтобы уместить эту многогранную сложную историю и связать все линии в один сюжет. Монтаж закончился за неделю до премьеры», – рассказал Сергей Трофимов.
«Наш фильм про отношения, а не просто про стрелялки», – заверил Павел Прилучный.
Прилучный с добрыми глазами
Вне зависимости от того, какую кассу соберет картина и что скажут критики, «Девятаев» – важная ступень в карьере Павла Прилучного. Ранее зрители видели его, в основном, в ролях негодяев разной степени. Тимур Бекмамбетов сначала также планировал сделать его ведущим антагонистом, но передумал.
В начале фильма немного смущают чересчур белые зубы главного героя, да и весит он явно больше 36 килограммов, однако к концу картины Павел Прилучный из крепкого парня превращается в глубоко больного измученного человека, которому и стоять сложно, не то что сидеть за штурвалом самолета. Выглядит он очень убедительно. Впрочем, со своей задачей справились абсолютно все актеры проекта.
«Даже если роль отрицательная, я всегда полностью оправдываю своего персонажа – нас так учили, надо, чтобы зритель все равно тебя любил. Быть 100-процентным героем оказалось гораздо сложнее, но у меня получилось», – уверен он.
Ради съемок актер был готов на многое.
«Я учился управлять самолетом – ходил на курсы под Питером. Конечно, до настоящего летчика мне еще летать и летать, но все-таки. У меня был прекрасный тренер Александр. И вот однажды, когда я уже налетал приличное расстояние, он просто в какой-то момент отпустил штурвал и сказал: «А теперь давай сам!» Поджилки, конечно, затряслись. Но я получил дичайшее удовольствие, небо – это романтика, пространство в котором ты чувствуешь себя абсолютно свободным», – вспоминает он.
Но и на земле некоторые сцены не прошли для Павла Прилучного бесследно.
«Мой персонаж по сценарию стреляет себе в висок, однако патронов не остается, в результате его и находят немцы. Когда мы снимали эту сцену, «патрон» в пистолете оказался. Ничего страшного не произошло, но я на какое-то время оглох», – добавил он.
Актер старался худеть, однако ему очень помешала самоизоляция с пандемией коронавируса.
«Зимой вообще сложно держаться, постоянно хочется жевать, но я очень старался», – сказал он.
Работой актера остался доволен и Александр Девятаев.
«Конечно, Павел Прилучный внешне не похож на моего отца. Папа был физически сильным человеком, до войны весил около 90 килограммов, а после побега был всего 36. У меня есть послевоенные фотографии, которые я не очень люблю доставать, потому что там хорошо видно, какой он маленький. Перед Павлом Прилучным стояла серьезная актерская задача, с которой он справился. Вообще, благодаря фильму, я как будто вновь обрёл папу, маму и старшего брата», – рассказал он, указывая на актеров фильма.
Одной из главных изюминок проекта стал саундтрек – песня «Любимый город» в исполнении фронтмена немецкой группы Rammstein Тилля Линдеманна, которая удивительно актуально прозвучала в фильме. Ранее Тимур Бекмамбетов рассказывал СМИ, что идея принадлежит самому музыканту, ведь он рос в ГДР и когда-то учил русский язык. Клип Линдеманна попал в Интернет несколько дней назад и уже стал хитом.
Все не зря
Конечно, картина не обошлась без ляпов и странностей. Чего только стоит сцена, когда персонажа убивают колбасой. Или фраза коллаборациониста в нацистском лагере, обращенная к военнопленным: «Все свободны». Хотя никто свободы им не дал.
Фильм хорош уже тем, что огромное количество людей вспомнят или узнают имя легендарного героя Петра Девятаева.
«Я очень надеюсь, что имя советского летчика станет синонимом стойкости, человечности и памяти», – сказал Тимур Бекмамбетов.