Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Огонек мигает синий»: когда скорая может нарушать ПДД

Где отдыхают и «лечатся» машины с красным крестом, должен ли водитель автомобиля скорой помощи перетаскивать носилки, можно ли спецтранспорту нарушать ПДД и кто их главные враги на дорогах и во дворах
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Каждая машина скорой помощи пробегает за смену 150-200 км, а сейчас, во время эпидемии, – по 300-400 км в сутки. Отбор водителей почти как для полетов в космос: как минимум 5 лет безупречного водительского стажа, категории прав В и С, отменное здоровье, и желательно, чтобы водителю было меньше 55 лет. Всего в автопарке скорой 650 автомобилей и почти 2000 водителей. А их «дом» – старинное здание на Захарьевской, 8, где в середине 19-го века располагалось придворно-экипажное заведение шталмейстерской службы Главного дворцового управления императорского двора.

Отступай, но соблюдай

Там, где отдыхали царские экипажи, сейчас стоят в резерве и чинятся линейные автомобили Городской станции скорой помощи и автомобили ОСМП (отделений скорой медицинской помощи при поликлиниках, по-старому неотложек). Кстати, между ними есть и внешние отличия: на машинах Городской станции скорой помощи синие наклейки с надписью «скорая помощь», на машинах ОСМП – желтые. Вторая цифра на бортовом номере – номер колонны.

Главная заповедь водителя скорой помощи: отступай от правил ПДД в случае необходимости, поскольку спецтранспорту это разрешено в случае необходимости, но соблюдай требования безопасности. Как исхитриться это сделать – целая наука.

«Шоссе – не космос, крути головой на 360 градусов. Ты не дрова везешь, а пациента и бригаду. Идешь, как метеор, но к опасным местам на дороге должен так подъехать, чтобы показать: он нарушает, но не создает аварийную ситуацию, – наставляет водителей замдиректора по эксплуатации автобазы Александр Хизов. – На дороге каждому водителю надо ориентироваться правильно, а у нас особенно. Водитель скорой – это не простой водитель. Но мы говорим: отступай, нарушай, но соблюдай».

Персонал автобазы скорой помощи проходит специальные занятия, которые часто проводят экс-сотрудники ГИБДД. Именно они разъяснят все тонкости ситуации, когда можно нарушать, но надо соблюдать. Например, не забывать включать спецсигналы, при подъезде к перекрестку даже со всеми «мигалками» убедиться, что все водители правильно понимают маневр скорой.

«Вопрос очень тонкий, как это все успевать делать, да еще довезти бригаду и пациента в целости и сохранности. Опытных водителей мы ценим, конечно, но стараемся брать молодых – у них лучше реакция, они более выносливы», –  говорят на автобазе.

Водитель подчиняется старшему по бригаде – врачу или фельдшеру. Он несет ответственность в смене и дает команду, например, включать или выключать спецсигналы, как ехать, где встать. Огромное значение имеет и мастерство шофера, его безупречное знание города, всех улиц и закоулков, мест объезда пробок. Сейчас, конечно, выручают навигаторы, но знания города они не заменят.

«Водитель вместе с бригадой – это как семья. Неслучайно почти каждый врач старается работать в связке со «своим» водителем», – рассказывают руководители автобазы.

Один из самых болезненных вопросов – должен ли водитель помогать бригаде перенести лежачего пациента. По правилам он не имеет права покидать машину, он за нее отвечает. Но если в бригаде тоненькая девочка-фельдшер, а пациент весит за 100 кг, то, конечно, водитель поможет. Но в пределах видимости машины. Если нужна помощь в транспортировке особого больного, медики вызывают МЧС, просят родственников или соседей. Как правило, люди понимают и помогают.

А вот что терпеть не могут сами водители спецтранспорта, так это закрытые на шлагбаумы дворы и по-хамски припаркованные машины. Уже давно решается вопрос разрешить спецтранспорту просто сносить эти шлагбаумы, если вызов экстренный, а ворота не открыть. Но пока он так и не решен. Тогда больного, часто тяжелого, реанимационного, приходится нести до машины на носилках и за 100, и за 300 метров.


Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

По машинам!

Каждое утро водителя скорой помощи начинается непосредственно на подстанции. Он принимает автомобиль у сменщика, проверяет техническое состояние, проходит медосмотр – и на линию. Утром следующего дня так же сдает машину сменщику. Смена длится 12, 14 или 24 часа. Но не более 8 суточных дежурств в месяц, водитель обязательно должен отдыхать.

Машины все стандартные, это прописано в техзадании. А вот «начинка», оборудование зависит от специализации подстанции. Есть стандартные комплекты оборудования, а есть и сложнейшая реанимационная аппаратура, в том числе для новорожденных. Но на автобазе отвечают только за техническую часть самого автомобиля, а также за носилки, каталки и кресла. Все остальное – дело медиков.

Директор автобазы медсантранспорта Евгений Куцовский рассказывает: «Здесь, на Захарьевской, находится суточный резерв машин и автомобили на техобслуживании. Мы не имеем права «оголять» подстанции, и если машина ломается или попадает в ДТП, мы обязаны ее экстренно заменить».

Спрашиваю у Евгения Куцовского, изменилось ли что-то в поведении обычных водителей по отношению к скорой.

«Однозначно изменилось, пропускать лучше стали во время пандемии, более уважительное отношение. Но и без ДТП все же не обходится, случаются раз-два в неделю, в основном по вине автомобилей каршеринга, очень сильно бьют наши машины. Многие не обращают внимание даже на спецсигналы, музыку включат, сирену не слышат», – сожалеет директор.

Мы идем в святая святых автобазы – крытый большой гараж, где машины «залечивают» раны, проходят техосмотр. То и дело включаются сирены – это идет проверка. А на самом почетном месте встали два ветерана – знаменитый РАФик, на которых ездили бригады скорой помощи в 1970-80-х годах, и ГАЗ ММ с надписью «Ленгорздравотдел, скорая помощь» на борту образца 1941 года. Кстати, оба автомобиля на ходу, мастера автобазы их полностью восстановили.

Водитель автомобиля скорой помощи специализированной 15-й подстанции (реанимационной) Алексей Иванов работает на линии 5 лет. На вопрос, почему пошел именно на скорую, отвечает: «Нравится работать водителем и нравится помогать людям. Мы с бригадой всегда вместе, я подчиняюсь старшему по бригаде, но стараюсь и свою голову включать. Если в машине пациент, медикам не до меня, а моя обязанность – довезти их быстро и безопасно».

Во время пандемии водители так же, как и медики, работают в СИЗах, если едут на подтвержденный случай к больному коронавирусной инфекцией. Как им работается в таком костюме в кабине на летней жаре, например, и при этом «нарушать, но соблюдать», можно только представить. Более 300 водителей автобазы скорой помощи переболели COVID-19, заразившись на работе, и получили соответствующие выплаты.

«Наши водители много чего умеют, много чего видят, – говорит Александр Хизов. – Работают наравне с бригадой и никогда своих не бросят, будь то закрытый двор, авария на КАД или тяжелый реанимационный больной».