Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Петербуржцам предложат ездить на свалочных газах, которые превратят в водород

В 2024 году в России появятся первые автобусы на водородном топливе

Об этом рассказали представители российского Минпромторга, а завод «КамАЗ» сообщил об успешных испытаниях первого водородного автобуса. Между тем, Петербургу знаком водородный транспорт, но не автобус, а трамвай, который испытали еще полтора года назад.

Водород = экономия

«Транспорт будущего» обсуждался на профессиональной дискуссии автопромышленников в ходе 18-й Недели Германии в Санкт-Петербурге. Конференция носила название «Водород – новые нефть и газ» и охватывала опыт обеих стран – Германии и России.

Серей Китаев, начальник службы технической политики ГУП «Горэлектротранс», объяснил экономическое будущее водородного трамвая ЭУТЭ.

«Обычный трамвай стоит 100 миллионов рублей, водородный – 126 миллионов, – объявил Сергей Китаев. – Себестоимость электроэнергии в контактной сети 7 рублей за киловатт/час, а водородного топлива – полтора рубля. Эксплуатация электротрамвая с учетом затрат на амортизацию обходится в 16 миллионов за год, а водородного – в 7 млн. Оба трамвая будут «зарабатывать» одинаковые деньги – 7,2 миллиона рублей в год, но разница в начальной цене окупится очень быстро».

Расход водородного топлива составляет 200 граммов за километр пробега. Помимо топлива, ему нужны только рельсы, а тяговые подстанции, контактные сети и опоры для них, подземный кабель – все это ни к чему. Подстанции для зарядки водородных баллонов и электроподстанции стоят примерно одинаково – 150 миллионов, но водородных требуется меньше. Кроме того, подсчитал Сергей Китаев, прокладка контактных и кабельных сетей обходятся бюджету по 13-14 миллионов за километр. Немудрено, что в новых районах почти не ходит электротранспорт, если не считать таковым троллейбусы с автономным ходом. В общем, трамвай там нужен, но не электрический.

В Берлине уже появились первые водородные заправки, каждая из которых может отгружать по 200 кг водорода в час. Автомобиль средней мощности может проехать на одной зарядке 450 километров. Это почти в два раза меньше, чем на двигателе внутреннего сгорания, но гораздо больше, чем на аккумуляторе. Конечно, большой грузовик на водородном движке ездить не сможет, но для него можно придумать двигатель-гибрид.

Но добыть его трудно

Производить водород не так-то просто. Еще сложнее его перевозить в сжиженном виде при температуре минус 53 градуса. Конечно, производители «зеленой» энергии пользуются налоговыми льготами (в Ленинградской области их удостоились ветропарки «Энел» и «Свирицы»), но ветер добывать дешевле, чем водород.

Компания Metaliq GmbH предлагает производить водород из натрия, точнее из морской соли, и генерировать его собственно на площадке, где работает водородная станция. То есть в автопарке. Но в Финском заливе вода пресная, и трудно подсчитать, сколько затрат потребуется на доставку соли в Петербург. Кроме того, заявленная цена 2 евро за килограмм топлива слишком уж проигрывает в сравнении с бензином. А дешевый электромобиль российского производства – совместная разработка того же КамАЗа и петербургского Политехнического университета – будет продаваться в розницу не менее чем за 1,5 миллиона рублей. Машина, чей опытный образец был представлен еще в прошлом году, была задумана специально для каршерингов, но теперь непонятно, запустит ли «КамАЗ» ее в серийное производство и будут ли каршеринги ее закупать.

По дорогам планеты сейчас разъезжают полтора миллиарда машин с двигателями внутреннего сгорания, подсчитал немецкий ученый доктор Томас Рихтер. Так просто человечество от них не откажется, несмотря на все призывы уменьшать углеродный след. Выход, собственно, один: создавать инфраструктуру – зарядные станции и т. п., чтобы люди использовали электродвигатели еще и потому, что это удобно. А еще потребуются новые специалисты, которых мало как в российских, так и в европейских вузах. Это электрохимики, а также монтеры, имеющие навык работы с водородными двигателями. К слову, сейчас в Петербурге 9 станций электрической зарядки, но в ближайшее время их станет 36. Об этом рассказала директор УК промышленного кластера Союза «Автопром Северо-Запад» Майя Свиридова. Она в отличие от немецких коллег предложила производить водород из имеющихся полимеров на мусороперерабатывающем производстве.

Закрыть