Новый глава военных музыкантов рассказал о подготовке парада Победы и работе Почетного караула
Предстоящий парад на Дворцовой площади для Павла Гернеца дебютный. Он сменил на посту начальника военно-оркестровой службы полковника Сергея Вовка. Ранее Павел Гернец руководил образцовым оркестром Почетного караула в Москве, являлся участником парадов на Красной площади. Принимал участие в параде, проходящем в Санкт-Петербурге. Сейчас он руководит всеми военными оркестрами ЗВО.
– Как вы начали заниматься музыкой, почему – военный оркестр?
– Мне повезло. Я учился в московской детской музыкальной школе имени Гнесиных по классу кларнета у мэтра Юрия Александрова. По оркестровому классу – у начальника военно-оркестровой службы Вооруженных сил СССР генерал-майора Николая Михайлова, что и определило выбор профессии. После музыкальной школы удалось поступить в Московское военно-музыкальное училище, где я только утвердился в принятом решении.
– В свободное от работы время какую музыку предпочитаете? Как относитесь к творчеству современных музыкантов?
– Музыка окружает нас везде: дома, в машине, при занятиях спортом, ну а меня, в частности, еще и на службе. Музыка – чистая эмоция, поэтому выбор зависит от настроения. О творчестве современных музыкантов можно говорить и спорить очень долго, но если попытаться суммировать, то положительно. Ну а лично мои предпочтения – это джаз и то, что рядом с ним.
– Вы работали на множестве визитов первых лиц различных государств. Просили исполнить какие-то отдельные композиции? С какими сложностями сталкивались, разучивая гимны и марши других стран? Какова цена ошибки на официальном мероприятии или параде или их не бывает?
– Про работу оркестра Почетного караула можно рассказывать и рассказывать, каждое мероприятие особенное, встречи иностранных правительственных и военных делегаций всегда связаны с работой над государственным гимном прибывающей страны, а также по поиску национальных мелодий, соответствующих мероприятию.
Каждый государственный гимн по-своему сложен и интересен как музыкальное произведение потому, что в себе он отражает национальные особенности. Для исполнения очень важны как сама музыкальная композиция, так и литературный текст гимна, мы обязательно слушаем разные трактовки в исполнении оркестра той страны, делегация которой к нам приезжает. В нашем внутриоркестровом рейтинге лидируют гимны латиноамериканских стран из-за их размера, особенностей исполнения и сложности. Там большие гимны – более 5 минут, интересны истории их создания: очень часто это фрагменты классических произведений, оперетт, музыка написана в оригинале для симфонического оркестра и предназначена для исполнения в концертных залах, а мы должны адаптировать произведение к звучанию на улице при любых погодных условиях.
Практически всегда мы делаем свои аранжировки иностранных гимнов именно под наш оркестр. Репертуар оркестра на ритуалах традиционен, за исключением национальных мелодий: их мы согласовываем заранее.
Коллектив оркестра состоит из высокопрофессиональных музыкантов, подготовка к мероприятиям ведется постоянно, все строевые приемы выверены досконально. За время моего руководства коллективом каких-либо грубых ошибок удалось избежать.
– На мероприятиях, проходящих за рубежом, наш гимн и другие известные композиции нередко исполняют, мягко говоря, неправильно. По вашему мнению, почему это происходит: сложная структура?
– Это объясняется глубокими различиями музыкальных школ и культур – у нас европейская музыкальная школа, а в Азии и странах Востока другая музыкальная культура, у них иное от европейской теории музыки соотношение ладов, звуков и их количество в тональностях. Например, согласно индийской теории звуков, имеется семь нот, причем каждая нота соответствует какой-либо планете. Гамма из семи нот подразделяется на 22 четверть тона. Соответственно, у них свои трактовки произведений.
Мы, например, иногда при просмотре национальных мелодий для исполнения перед иностранной делегацией затрудняемся что-то найти, что можно было бы сыграть военным духовым оркестром, так как это могут быть либо специфические ударные композиции, либо там используются народные инструменты со своими правилами исполнения. Такие мелодии сложно переложить для духового оркестра, а самое главное – это не будет звучать и восприниматься так, как должно.
– Расскажите какой-нибудь эпизод из жизни военного оркестра.
– Каждое мероприятие военного образцового оркестра (Почетного караула) уникально. Из большого количества мероприятий особенно запомнилась командировка во Владивосток для музыкального обеспечения государственного визита председателя Государственного совета КНДР Ким Чен Ына, когда из-за внезапного изменения времени начала ритуала пришлось бегом преодолеть мост на остров Русский, на котором возникла огромная автомобильная пробка. В тот момент мне было совсем не смешно. Вообще, география командировок военного образцового оркестра по России – от Крыма до Новой Земли и от Владивостока до Калининграда. Служба в Почетном карауле – это напряженный, но оставивший много ярких впечатления период моей жизни.
– Сколько композиций прозвучит на параде Победы в Петербурге? Сколько времени уходит подготовку?
– На параде в нашем исполнении прозвучит 51 музыкальное произведение, среди которых два новых. Парадный расчет Военно-медицинской академии имени Кирова пройдет под марш на темы песни Эдуарда Колмановского «Люди в белых халатах», которая написана в 1967 году на текст Льва Ошанина. Текст песни более чем актуален и в 2021 году. Парадный расчет Военного института физической культуры пройдет под марш на тему песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Герои спорта».
Основная фаза подготовки музыкального материала в оркестрах начинается в январе. Проверка индивидуального знания партий, затем работа в группах однотипных инструментов и только после качественной проработки музыкального материала на предыдущих этапах можно переходить к оркестровым репетициям. В середине марта оркестры, принимающие участие в параде войск, представляют готовый репертуар вместе со всеми строевыми приемами в составе оркестра начальнику военно-оркестровой службы штаба округа. И только после этого можно переходить к репетициям сводного оркестра.
– Почему тренировки проходят непосредственно на Дворцовой площади?
– Первые оркестровые тренировки прошли в Красном Селе, а с 1 апреля переместились на Дворцовую площадь. На площади особая акустика, звук оркестра отражается от Зимнего дворца и возвращается на площадь. Место историческое, кажется, сама площадь, помнящая еще дореволюционные смотры войск гвардии, а также парад победы 8 июля 1945 года, помогает нам обрести правильный настрой. Привязка к месту проведения ритуала всегда проводится в обязательном порядке, особенно при проведении одного из самых сложных воинских ритуалов – парад войск.
– Оркестр задает темп парада. Как достигается слаженность?
– Многочасовыми совместными репетициями. Особенно важно выдержать установленный темп прохождения парадных расчетов – 120 ударов в минуту.
– Предстоящий парад на Дворцовой площади для вас дебютный. Волнуетесь?
– Для музыканта волнение – это неотъемлемый атрибут творческой деятельности. Отличие в том, что это творческое волнение, волнение за качество результата. Поэтому, конечно, волнуюсь. Уровень и качество подготовки музыкантов военных оркестров Санкт-Петербургского гарнизона придает уверенности в результате.
– В чем главные отличия работы военного оркестра?
– Военный оркестр – это сочетание на первый взгляд несочетаемых вещей: творческой составляющей с воинской дисциплиной. Ярким отличием от гражданских творческих коллективов является широта применения и разнообразие возможностей военного духового оркестра, так сказать, «всепогодность». Мы можем дать концерт в зале филармонии и выполнить музыкальное обеспечение мероприятия при минус 20 градусах по Цельсию.
– Как же играть в такой холод?
– Существует целая система, как сохранить тепло. Например, трубачи заливают в инструменты спирт ректификат. Перед тем как играть, спирт сливается, а на металле остается тонкая пленка. За счет этого конденсат, который появляется при дыхании, не сковывает инструмент.
– Приходилось выступать за рубежом?
– Выступал в составе оркестра воспитанников Московского военно-музыкального училища, а также в составе оркестра курсантов военного института (военных дирижеров) Военного университета. Это были командировки для участия в военно-музыкальных фестивалях, проводимых в Германии. Традиционно в подобных мероприятиях принимают участие военные – и не только – оркестры из разных стран. Как правило, это высокопрофессиональные творческие коллективы. Важно отметить, что у военных музыкантов особая роль в утверждении национальных традиций патриотизма.