Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Шатер и детская зона: «Петербургский дневник» выяснил, как идет подготовка к Книжному салону

Пока весь мир отмечает День книг и авторского права, Северная столица России готовится к XVI Международному Санкт-Петербургскому книжному салону, который состоится с 26 по 29 мая. Ради одного из ключевых культурных мероприятий города на Дворцовой площади раскинется шатер, а в Главном штабе Государственного Эрмитажа появится детская зона. Планируются выступления более 200 спикеров, однако некоторые из них будут участвовать виртуально. «Петербургский дневник» выяснил, какие сюрпризы готовят организаторы

Книжная энергия и место силы

В прошлом году Книжный салон должен был впервые пройти на Дворцовой площади и в здании Главного штаба, однако пандемия коронавируса разрушила эти планы и фестиваль провели в онлайн-режиме. Кстати, весьма успешно – лекции, круглые столы и другие мероприятия собрали более 1,3 миллиона просмотров. В этом году пандемия пошла на спад и организаторы вернулись к прошлогоднему плану.

«Идея разместить Книжный салон на главной площади города и в стенах Главного штаба очень своевременная. Мы превратим это пространство в форум в римском смысле – в форум, наполненный книжной энергией», – сообщил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Идею поддержал и постоянный участник Книжного салона писатель Евгений Водолазкин. «Дворцовая площадь – это определенное место силы нашего города, поэтому мне очень нравится идея организовать книжный фестиваль именно там», – сказал он.

По задумке организаторов, на Дворцовой площади раскинется шатер площадью 1,5 тысячи квадратных метров, там будет организована экспозона. Все основные мероприятия – круглые столы, лекции, встречи с писателями – пройдут на втором этаже Генштаба. На первом этаже здания появится большая детская зона.

«Детские книги очень востребованы, и мы всегда уделяли им внимание. Однако в этом году мы подготовили особенную программу, которая будет интересна и детям, и их родителям. Что конкретно будет ждать наших посетителей, мы пока держим в секрете, однако наша цель – популяризация чтения с самого раннего возраста», – сообщили организаторы.

Помимо этого при поддержке Санкт-Петербургской епархии в рамках Книжного салона пройдет выставка, посвященная 800-летию со дня рождения полководца Александра Невского.

Поскольку коронавирус окончательно еще не побежден, салон пройдет по заветам Роспотребнадзора. «На всех входах и выходах будут антисептики для рук, обязательно всем будем измерять температуру. Между мероприятиями предусмотрены 15-минутные перерывы для проветривания и дезинфекции. Все контактные поверхности каждые два часа будут обрабатываться. Конечно, нам потребуется больше рабочих рук, чем обычно, поэтому мы будем активно привлекать волонтеров. Перед фестивалем все сотрудники пройдут необходимый инструктаж. Конечно, строго будем следить за соблюдением масочного режима», – рассказали организаторы.

Впрочем, организаторы учли успехи прошлого года, поэтому отказываться от интернет-составляющей не намерены. «В этом году будут широко использоваться возможности гибридного формата, без которого уже не мыслится ни одно крупное мероприятие. Часть спикеров будет подключаться в онлайн-режиме, большинство офлайн-мероприятий будет транслироваться на цифровых платформах, также предусмотрены и отдельные онлайн-события», – рассказал глава Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Владимир Рябовол.

Главным образом Интернет должен значительно расширить аудиторию Книжного салона. «Кто-то из авторов и читателей до сих пор не вышел из режима самоизоляции, особенно люди старшего возраста. Не все границы открыты», – пояснил глава Комитета по печати.

В онлайн должны уйти не все

Программа фестиваля еще составляется, однако его постоянные участники могут заранее назвать наиболее важные для отрасли темы. Увлечение интернет-технологиями – одна из них.

Несмотря на популярность прошлогоднего Книжного салона, некоторые петербургские писатели оказались не готовы общаться с читателями через Интернет. «На мой взгляд, с людьми, которые тяготеют к книгам, надо общаться вживую. Я участвовал в нескольких онлайн-мероприятиях и остался неудовлетворенным – монитор компьютера не дает той отдачи, которую обеспечивает живая публика», – рассказал писатель Павел Крусанов.

Музыкант, писатель и основатель Первого национального музея рок-музыки Владимир Рекшан уверен, что Книжный салон вообще не может быть исключительно виртуальным мероприятием. «Если говорить по-русски, то Книжный салон – это ярмарка для продажи книг, онлайн такого не организовать», – считает он.

Писатель Илья Бояшов солидарен с коллегами, поэтому очень рад возвращению Книжного салона в городское пространство. «Пандемия показала, что и работать, и общаться, и развлекаться через Интернет гораздо дешевле, однако лично мне не хочется, чтобы в онлайн ушло вообще все. Для меня Книжный салон – это в первую очередь возможность походить по рядам и найти новые интересные книги, а также встретиться со знакомыми. Там царит особенная атмосфера», – рассказал он.

Книга еще не погибла

Гибель бумажной книги скептики предсказывают уже несколько лет подряд, однако пандемия дополнительно обострила этот вопрос. «Пока мы боролись с коронавирусом, книжная индустрия потеряла около 20 процентов доходов. И, как правило, больше всех пострадали молодые и малоизвестные авторы. Проблема в том, что до пандемии у людей были деньги на литературные эксперименты, сейчас же у большинства их просто нет», – рассказал Евгений Водолазкин.

Писатель уверен, что необходимо добиться снижения арендной платы для книжных магазинов. «Это позволит снизить цены и на книги, которые сейчас объективно высокие, особенно на фоне того, что у большинства людей из-за пандемии снизились доходы», – сказал он.

У Павла Крусанова нет сомнений в том, что когда-нибудь бумажные книги исчезнут из оборота, однако он призывает относиться к этому спокойно. «Продажи книг падают ежегодно. Мне казалось, что на наш век бумажных книг еще хватит, но, видимо, нет. Все очень быстро меняется, и ничего поделать с этим нельзя. Хотя лично я читаю только бумажные книги и не намерен от них отказываться», – сообщил писатель.

Владимир Рекшан напоминает, что бумажная книга – это просто носитель информации, который проигрывает конкурентную борьбу. «Надо отдавать себе отчет в том, что когда-нибудь книги исчезнут, и лично я не вижу в этом ничего страшного. Однако, возможно, они повторят судьбу виниловых пластинок, которые почти полностью пропали из продажи к середине 1990-х годов. Но прошло время и у нового поколения возник некий эстетский интерес к пластинкам, и они вернулись на полки магазинов. Конечно, не в прежнем объеме, но все-таки», – рассказал он.

Владимир Рябовол считает, что возможность читать не только с бумажного листа существенно расширяет возможности человека. «Книга – это совокупность мыслей, идей, образов, вдохновения. Поэтому неважно, по каким каналам она доходит до читателя. Бумажная ли книга, электронная, аудио – главное, чтобы человек смог узнать что-то новое или вернуться к любимому произведению. Ведь вы не будете брать с собой в командировку много тяжелых томов – вы скорее ограничитесь планшетом. Во время пробежки хорошо послушать аудиоверсию, а на дачной веранде – взять в руки зачитанный том. Так что я не отдаю предпочтение какому-то одному формату и выбираю удобный мне способ чтения в зависимости от момента», – сказал он.

Кто право имеет?

Почти тотальный уход в Интернет дополнительно обострил вопрос и авторских прав. Издательства страдают от пиратов не меньше музыкальных лейблов и киностудий. Впрочем, писатели сходятся во мнении, что воровство чужих произведений можно рассматривать как некую форму признания.

Когда-то писатель Вячеслав Солдатенко, известный по псевдониму Слава Сэ, рассказывал, что в дороге у него украли книгу под его авторством. «Считаю это высшей формой признания», – написал он в своем «Живом журнале».

Евгений Водолазкин разделяет это мнение. «Сейчас ситуация с авторскими правами лучше, чем даже пять лет назад. Сегодня сайт можно закрыть по жалобе правообладателя, однако я никогда не был активным борцом за права. Я прекрасно понимаю, что не у всех есть возможность купить книгу, поэтому люди и идут в Интернет. На мой взгляд, в некоторых случаях можно закрыть глаза на нарушение авторских прав. Однако я понимаю, что издательства со мной не согласятся, потому что продажа книг – их заработок», – сказал он.

Илья Бояшов также мало интересуется тем, выкладывает ли кто-то его книги в Сеть. «Я отношусь к этому спокойно, я не такой величины человек, который может зарабатывать на Интернете», – полагает он.

Павел Крусанов воровство книг комплиментом не считает, однако уверен, что «искусство должно принадлежать народу». «Даже если авторские права нарушаются, это далеко не самое страшное, что может случиться», – сказал он.

«В этом году будут широко использоваться возможности гибридного формата. Часть спикеров будет подключаться в онлайн-режиме, большинство офлайн-мероприятий будет транслироваться на цифровых платформах», Владимир Рябовол, председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ.
Закрыть