Всеволод Беликов: «Нашу работу за нас никто делать не будет»
– Муниципальных депутатов в Петербурге около полутора тысяч, а законопроектов от них в ЗакСе – единицы. Почему они так редко выходят с законодательными инициативами?
– Во-первых, полномочий у депутата муниципального совета мало. Основные все-таки сосредоточены непосредственно у органов местного самоуправления. А это глава муниципального образования, муниципальный совет и местная администрация. В отличие от депутата Госдумы или ЗакСа, муниципальный депутат не имеет зарплаты, у него нет служебной машины, у него нет штатных помощников, нет кабинета. Его голос громко звучит только тогда, когда он работает в команде единомышленников. Муниципальный депутат, по большому счету, – общественник, бессребреник, трибун. Но трибун в рамках действующего законодательства.
– А во-вторых?
– А во-вторых, может быть, и хотелось бы некоторым заняться и здравоохранением, и экологией, и транспортной логистикой. Ничто этому не мешает. Но! В первую очередь депутаты муниципальных советов решают задачи на местном уровне: состояние зеленых зон местного значения, количество и качество детских и спортивных площадок, нормативное состояние территорий, эффективность проведения спортивно-досуговых массовых мероприятий… Креатив приветствуется, но только когда в вопросах местного значения будет наведен порядок. Нашу работу за нас делать никто не будет. Наша работа – на земле.
– Представим: идет муниципальный депутат по двору, а рядом кто-то припарковал машину на газоне… Что в таком случае может сделать депутат?
– Протокол составить он не может. Но, как любой нормальный человек, он может подсказать, сделать замечание, оказать содействие тем, кто уполномочен обеспечивать порядок в широком смысле слова: от уборки улицы – до уличной преступности.
Мы не должны считать, что только депутат должен убедиться, что парадная чистая, что мусор донесли до контейнера, а не кинули на газон, что только депутат должен отогнать шаловливого подростка, расписывающего детскую площадку. Нет! Это должны делать все и каждый.
– Зачем люди идут в муниципальные депутаты? По сути же ни денег, ни…
– Ни славы… Для меня это тоже загадка. Наверное, по велению души: если не я, то кто же?
– Чем тогда может помочь депутат? С какой проблемой стоит к нему обращаться?
– Хороший вопрос. Я всегда говорю: интересы муниципального совета, вообще, представляет глава муниципального образования. Это человек, который профессионально и ежедневно обеспечивает функционирование местной власти. Конечно, не один, а вместе с муниципальными служащими. В первую очередь приходить, писать, обращаться надо к нему с любым вопросом. А мы уже подскажем, а часто и поможем решить эту задачу, даже если она не относится к нашим полномочиям и компетенциям. В семи случаях из десяти обращаются к нам именно с такими вопросами.
Для нас это факультативная работа, закон не предписывает нам помогать в этом случае, но мы это делаем. Мы не можем закрыться в рамках «треста озеленения и благоустройства».
– Про благоустройство. Почему на региональных дорогах ямочный ремонт исчез как вид, а внутри кварталов сохраняется? Деньги?
– Ямочный ремонт – это более-менее оперативный способ решить локальную проблему. Комплексное благоустройство внутриквартальных и дворовых проездов же не по мановению волшебной палочки происходит, а в строгом соответствии с законом.
Допустим, после общественного обсуждения бюджета говорят: «Хотим благоустроить двор». Мы соглашаемся: «Да, нужно благоустройство. Состояние этого двора ненормативное и хуже других». Потом нужно запланировать в бюджете расходы. После, в рамках конкурсной процедуры, – заказать проектирование. А это сложная и длительная история. На это уходит, в общем-то, год. Сам конкурс, размещение его, объявление победителей и работа потенциально выигравшего подрядчика. И в итоге все это растягивается на время от полутора до двух лет.
– В этом году к полномочиям добавилось освещение детских площадок. Разобрались?
– Поставили себе задачу в 2021 году расставить все точки над i. На сегодня предварительные рекомендации уже готовы и направлены органам местного самоуправления. Они согласованы с «Ленсветом» и Комитетом по энергетике.
Мы же не имели опыта освещения внутриквартальных территорий в принципе. Эти задачи мы решали во взаимодействии с районными администрациями, управляющими компаниями и депутатами ЗакСа: находили какие-то способы, делали перетяжки, растяжки, чтобы детские площадки освещались. А теперь подход будет системным. Когда мы пройдем этот путь, для нас это будет такая же понятная работа с предсказуемым успешным результатом, как сейчас асфальтирование, например.
– Сколько времени потребуется, чтобы пройти путь до конца?
– Работа будет видна через пару-тройку лет. Но решить задачу при сегодняшнем финансировании мы сможем не раньше, чем через десять лет. Надеюсь, что в ближайшее время передадут полномочия и по освещению зеленых зон местного значения. Это тоже актуальная тема.
– Чего еще не хватает местному самоуправлению?
– В возрастающем объеме работ по благоустройству, озеленению, которые решат насущные потребности жителей, не хватает финансов. Но мы тут не уникальны. Это касается любого муниципалитета, и не только в России. Если встретитесь с представителями муниципалитетов богатой Норвегии или Швеции, они тоже ответят: первое, чего не хватает, – это денег.
– А если говорить именно про полномочия?
– Мы настаиваем не первый год, чтобы нам, как занимающимся благоустройством внутридворовых территорий, передали полномочия по обустройству площадок для выгула животных. Это несложно сделать. И это касается сотен тысяч петербуржцев, имеющих питомцев, и миллионов, которые сталкиваются с «весенними подснежниками».
– А найдется земля под площадки для выгула?
– Надо искать. На сегодня нет норм и правил, которые однозначно регулируют эти правоотношения. Они в свое время были нормативным актом Министерства регионального развития. Но оно прекратило свое существование, как и его нормативный акт.
На сегодня город вправе принять свои правила. Например, опираясь на европейский опыт, можно установить свободную трактовку территории, где площадка для выгула может быть и пять на пять метров. Такое есть, например, в Хельсинки, в Страсбурге, где в исторической части встречаются площадки для собак метр на метр величиной. Полномочия по обустройству площадок для выгула были ничьи. Нас услышали, передали это районным администрациям. Но у них не дотягиваются руки. Я надеюсь, что к этой общегородской проблеме мы еще вернемся.
– Как будете отмечать День местного самоуправления?
– Это всего лишь этап в работе: без шариков, без фанфар, без громких лозунгов. Это день, когда мы подведем предварительные итоги нашей деятельности, можно сказать, сверим часы. И, конечно, в рамках Дня местного самоуправления мы сегодня оцениваем работу всех и каждого – трудовых коллективов, сравниваем работу муниципалитетов. В любом случае мы у себя в муниципалитетах просто соберем людей и скажем им спасибо. Вручим скромные грамоты и благодарственные письма и пойдем дальше делать свою работу на благо горожан.
ФАКТ:
57 спортивных площадок оборудовали муниципалитеты в 2020 году.
111 муниципалитетов насчитывается на территории Петербурга.
273 двора привели в порядок муниципалитеты в прошлом году.