
В Эрмитаже представили две отреставрированные скульптуры
Как отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, реставрация скульптур была проведена специалистами музея при поддержке компании «Гедеон Рихтер» в рамках проходящей сейчас в России Недели женского здоровья.
«Мы рады продолжению сотрудничества с «Гедеон Рихтер», компанией, в фокусе которой женское здоровье. Эрмитаж – музей разнообразный, с самыми разными темами и направлениями, в нём много женщин – среди сотрудников и посетителей, на картинах и в скульптурах, поэтому мы всегда готовы говорить о заботе по отношению к женщине», – заявил он.
Сегодня участникам торжественной церемонии был представлен скульптурный портрет императрицы Александры Федоровны, считавшейся одной из самых красивых женщин своей эпохи. Он был заказан императором Николаем I прусскому скульптору Карлу Вихману в 1827-1831 годах. Однако во время пожара в Зимнем дворце эта великолепная статуя погибла.
Не желая мириться с потерей, император вновь заказал это изображение, на этот раз Самуилу Гальбергу. Но тот не успел его закончить. Работа была завершена в 1840 году Дмитрием Савельевым.
Исследователям известны всего четыре мраморные статуи русской императрицы, выполненные по модели Карла Вихмана. Однако до наших дней дошла только одна, которая и находится на хранении в Эрмитаже.
«Это очень редкое и уникальное произведение. Конечно, время наложило на него свой отпечаток. Был утрачен медальон с портретом родителей императрицы, пальцы рук, обнаружилась выбоина в спинке кресла», – рассказала хранитель скульптуры, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Елена Карчёва.
За дело взялись реставраторы Лаборатории научной реставрации скульптур и цветного камня. Они удалили грязь и пыль с поверхности мрамора, заделали трещины, восстановили утраченные пальцы и медальон.
В скульптуре «Психея, лишившаяся чувств», которая является одним из ранних произведений Пьетро Тенерани, знаменитого итальянского скульптора XIX века, тоже потребовалось провести серьезную работу. Об этом свидетельствует тот факт, что продолжалась она в течение почти четырех лет. Зато сейчас одна из самых выразительных скульптур Эрмитажа, изображающая Психею в тот момент, когда она, открыв сосуд с волшебным сном, опускается на колени и теряет сознание, вновь украшает залы Эрмитажа.
Михаил Пиотровский напомнил, что узы партнерства связывают Эрмитаж с компанией «Гедеон Рихтер» уже не первый год. Так, несколько лет назад при ее поддержке была отреставрирована статуя Венеры (Афродиты) Гатчинской, возраст которой перевалил за 2000 лет, и она, как никто, нуждалась в заботе о здоровье. Культурное сотрудничество, направленное на возрождение шедевров прошлого, планируется продолжить.