Яндекс.Метрика
  • Роман Соколов

Роман Соколов: «Правда и вымысел в фильме Эйзенштейна»

Директор Института истории и социальных наук РГПУ имени А.И. Герцена – о фильме «Александр Невский»

Картина «Александр Невский» – гениальное произведение гениального режиссера Сергея Эйзенштейна. Фильм художественный, поэтому в нем оправданно присутствует вымысел, но основана лента на реальных исторических событиях – вторжении немцев на русские территории. Режиссер показывает, чем началось и закончилось то самое вторжение, захват Пскова, его освобождение, битва на Чудском озере и, в конце концов, победа. С другой стороны, отдельные эпизоды и персонажи – вымышленные, например, любовная линия полностью придумана режиссером, или рыцари, которые красиво уходят под лед.

По факту какое-то количество рыцарей действительно могли утонуть во время отступления, но это, естественно, было не так зрелищно, как показано в фильме. Этот эпизод был мастерски поставлен для того времени.

Что касается истории создания картины, то у Эйзенштейна за год до начала съемок «Александра Невского» власти страны закрыли предыдущий проект. И право на продолжение работы он получил, можно сказать, условно. Поэтому киноначальство дало ему тему, в которой идеологическую ошибку совершить было сложно: все-таки с момента битвы прошло много времени.

Правда, сам Эйзенштейн браться именно за эту работу не очень-то и хотел, но из всех зол пришлось выбрать меньшее. К тому же, соглашаясь на съемки, он понимал, что появляется возможность раскрыть образ Александра Невского так, как он сам посчитает нужным. Ведь историкам о полководце известно не так много, поэтому было где разгуляться воображению.

В изначальном варианте сценария, написанного при участии режиссера писателем и сценаристом Петром Павленко, Александр Невский должен был поехать в Орду, где его отравляли, после чего на обратном пути он умирал. Однако Иосиф Сталин, следивший за работой над фильмом, решил, что «такой хороший князь» умереть не может, поэтому финал был вырезан, а итоговый вариант сценария практически стал догмой, отступить от которой даже на йоту было крайне сложно.