Яндекс.Метрика
  • Ирина Лисова

Чернокнижник и загадочные надгробия: Малоохтинское кладбище – самое мистическое в Петербурге

«Петербургский дневник» прогулялся по Малоохтинскому кладбищу с краеведом Викторией Прокуратовой
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Среди жилых домов на Новочеркасском проспекте затерялось небольшое кладбище, которое давно получило звание одного из самых мистических в городе, – Малоохтинское старообрядческое кладбище. Возник этот погост еще в XVIII веке. Здесь хоронили потомков поморских плотников, которых привез для строительства Петербурга Петр I.

Официальный статус кладбище получило в 1768 году.

За долгие годы кладбище претерпело множество изменений. По велению Николая I его у старообрядцев отобрали, а молельные дома передали Императорскому человеколюбивому обществу. И только при Александре II Малоохтинское кладбище было вновь передано поморцам, но молельни им так и не вернули.

Старинных захоронений на нем осталось не очень много – в основном сохранились монументальные надгробия купеческого сословия. Много захоронений здесь было сделано в блокаду.

С 1946 года Малоохтинское старообрядческое кладбище считается закрытым. Сейчас хоронят там только в исключительных случаях: на кладбище открыт участок урнового захоронения.

«Петербургский дневник» прогулялся по Малоохтинскому кладбищу с краеведом Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, экскурсоводом Викторией Прокуратовой и узнал, что в историях об этом погосте правда, а что можно отнести к городских мифам и легендам.

КОЛДУН НА КЛАДБИЩЕ

«Одни из самых старых и известных могил на этом кладбище – купеческие», – рассказывает Виктория.

Сразу от входа мы повернули налево и остановились перед массивными темными надгробиями – это семейное захоронение купцов Скрябиных.

«Ни к знаменитому композитору, ни к дворянскому роду они отношения не имеют. Это купеческое сословие из Костромы. И отец всех, кто здесь похоронен, – Иван Матвеевич Скрябин. Он торговал сукном. В Апраксином дворе у него были лавки, в Гостином дворе», – пояснила наш экскурсовод.

Несмотря на то что над землей высится не больше 10 надгробий, похоронены на этом участке порядка 16 человек.

«Про это место ходит очень много легенд, суеверий. Считается, что Иван Матвеевич Скрябин был чернокнижником и колдуном. Одна из исследовательниц истории кладбища нашла даже газетную заметку того времени, где его также называют чернокнижником и пишут, что на месте его захоронения по ночам происходят какие-то безобразия, непонятное что-то творится. Но есть и другая версия. Я спрашивала у самих старообрядцев, могло ли такое быть. Для них это прозвучало странно, ведь старообрядцы более строги в своей вере, к соблюдению правил и уставов. Поэтому я всегда озвучиваю две версии», – отметила она.

Но было в роду Скрябиных и еще одно странное совпадение.

«Если вы обратите внимание на надгробия, то на большинстве из них вы увидите один год смерти – 1849-й. Причем умерли в этом году только одни мужчины. Это сыновья, внуки и племянники Ивана Матвеевича. Существует версия, что именно из-за того, что он занимался чернокнижием, эпидемия холеры, которая пришла в 1849 году, выкосила всех его наследников по мужской линии», – рассказывает Виктория.

С этим семейным захоронением связана и еще одна легенда. Якобы именно благодаря Скрябиным в 1980-е годы некрополь сохранился. Так как председатель Совета народных комиссаров СССР, а затем министр иностранных дел Вячеслав Молотов был родственником купца.



Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ СИМВОЛЫ

Буквально напротив захоронений Скрябиных находится одно из самых загадочных надгробий Малоохтинского старообрядческого кладбища. На большом сером кубе, покрытом мхом, нет ни единой надписи – лишь рисунки-символы. Однако благодаря им можно догадываться, что за человек здесь был похоронен.

«Такое надгробие на кладбище одно. И мы сейчас попытаемся эти изображения расшифровать. Сверху мы видим крылатые песочные часы – это символ безвременного ухода. Затем саркофаг с двумя погребальными урнами, а на нем крест с двумя предстоящими, вернее, выемку, которая от него осталась, – это крест старообрядцев. Ниже мы видим, что наш саркофаг стоит на чаше с огнем. Под ней – сломанный якорь, коса и борона, а рядом – сломанное дерево. Судя по листочкам, это дуб», – указывает Виктория.

Она поясняет, что сломанный якорь – символ несбывшейся надежды, коса и борона – типичные символы смерти, а сломанный дуб указывает нам на смерть мужчины, причем достаточного молодого.

«Таким образом, мы понимаем, что здесь похоронен достаточно молодой мужчина, жизнь которого рано оборвалась, и он не успел завершить все свои надежды и чаяния. Ну и поскольку он похоронен на старообрядческом кладбище, то он принадлежал общине, на это же, собственно, указывает и крест с предстоящими», – расшифровывает знаки наш экскурсовод.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

ВЕРНУВШИЕ КЛАДБИЩЕ

После того как Николай I запретил старообрядцам хоронить своих умерших на Малоохтинском кладбище и отнял у них молельные дома, для них в городе осталось только Волковское кладбище. Но когда к власти пришел Александр II, который был лояльнее к общине, один из единоверцев – Дмитрий Александрович Куликов, который был уже на тот момент почтенным старцем, обратился к императору с прошением о том, чтобы его разрешили похоронить здесь. Но когда письмо дошло до императора, то Куликов уже умер. Александр II разрешил его здесь похоронить. И до наших дней существует семейное захоронение Куликовых.

«Во многом благодаря этому человеку кладбище вновь было открыто. После того как здесь был похоронен Куликов, появилось еще много просителей», – отметила Виктория.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

ГОВОРЯЩИЕ МОГИЛЫ

Привлекает внимание проходящих надгробие купчихи Дарьи Грузиновой. Оно называется «кенотаф». И многие даже думают, что человека хоронили таким вот странным образом, не закапывая в землю. Однако это совсем не так.

«Это просто образ, форма надгробия. Эту могилу называют говорящей. На старообрядческих надгробиях встречаются длинные обширные эпитафии. В этом случае обращение есть и к нам с вами. Здесь написано: «...Молю вас, любезные мои братья и сестры, все мимо ходящие и ты, любезный читатель, помолись обо мне Господу богу», – обратила внимание экскурсовод.

Рядом похоронены и другие представители этой семьи. Так, например, трогательное послание оставили дети своим родителям.

«Горяща чад любовь воздвигла должну честь// Покоящим здесь родителям почтенным// Святящим правоту поправшим ложь и лесть// Причти их Боже всех к святым и сил блаженным// Да будет нам покров и благости венец// Как щедра матерь нас и истинный отец», – зачитывает Виктория полустершуюся эпитафию.

Неподалеку от захоронения Грузиновых можно заметить большой темный саркофаг – здесь упокоен человек, который привез в Петербург колонны для Казанского собора. Это могила заводского первой гильдии купца Ефима Бекренева. Он умер в октябре 1803 года.

«...Что тоже может служить памятником ему», – гласит надпись на его надгробии.

ЛЮБИМОЕ МЕСТО САТАНИСТОВ

Еще одно очень красивое захоронение – могилы купцов Пикеевых.

«Про Пикеевых известно не так много. Им принадлежал молельный дом на Моховой улице, который был передан в пользу Императорского человеколюбивого общества. Там была большая коллекция книг и икон, которые также принадлежали им», – рассказывает Виктория.

Обращают на себя внимание разные по форме надгробия. На одном из них можно заметить восьмиконечную звезду Богородицы и всевидящее око, которое принято считать масонским символом.

По словам Виктории, в 1990-е годы это место облюбовали сатанисты и проводили здесь обряды.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

СЛАВЯНОФИЛ И МИЛЛИОНЕР

Мы подходим к еще одному масштабному семейному захоронению – купцов Кокоревых. Оно находится в восточном углу кладбища. Самым ярким представителем этой фамилии был Василий Кокорев. Это один из богатейших русских людей XIX века. Он был владельцем огромных земельных угодий. Его состояние превышало 8 миллионов рублей, что по тем временам считалось огромными деньгами. Однако Кокорев также был меценатом и коллекционером, почетным членом Академии художеств.

«Его знали и в Петербурге, и в Москве, и по всей России. Это, если можно так сказать, был первый русский миллионер. Предприниматель, не побоюсь этого слова, в таком американском представлении. При этом он был патриотом. Как раз тогда началось деление на славянофилов и западников. Он был ярчайшим представителем славянофилов», – поделилась экскурсовод.

Свои первые миллионы Кокорев заработал на винных откупах, затем вместе с Дмитрием Менделеевым занимался разработкой нефтяных скважин в Баку, принимал участие в создании Волго-Донской железной дороги, Московско-Курской железной дороги и Уральской железной дороги, а также содействовал учреждению Русского общества пароходства и торговли. В Москве Кокорев открыл прообраз современных апарт-отелей. Он до сих пор существует и называется Кокоревское подворье.

«Про него говорили, что он за одну жизнь прожил три. Отдельно надо рассказать о его коллекционировании. Несмотря на всю его активную предпринимательскую деятельность, он был неравнодушен к искусству. Открыл первую, до Третьякова, галерею работ русских художников-современников. Также собирал предметы декоративно-прикладного искусства, книги, сам написал несколько трудов. И его книга об экономике России «Экономические провалы» актуальна до сих пор и переиздается в наши дни», – рассказывает Виктория.

Когда Кокорев умер, община старообрядцев положила его тело в специально вытесанный из дерева гроб и на руках несла на Малоохтинское кладбище.

РАЗРАБОТЧИК АВИАНОСЦЕВ

Из знаменательных захоронений конца XX века – могила Виктора Владимировича Ашика. Он был инженером-конструктором, кораблестроителем, одним из первых разработчиков отечественных авианосцев, дважды лауреатом Сталинской премии первой степени, а еще – коллекционером и нумизматом.

«Все свои средства он тратил на коллекцию медалей, жетонов и монет, собирал предметы из фарфора и фаянса, рисунки, вышивку. Свою коллекцию он завещал в фонды музеев, в том числе и Эрмитажу. Сейчас часть коллекции находится в Ярославском областном музее. Вопросами передачи коллекции музеям собиралась заниматься его жена. Однако пережила его всего на 27 дней. А позже оказалось, что часть коллекции расхищена. Потомки недосчитались многих вещей», – рассказала Виктория.

КСТАТИ:

Одной из старейших могил Малоохтинского старообрядческого кладбища является могила 8-летнего мальчика, купеческого сына, Ивана Долгова. Он родился в 1779 году, а умер в 1787 году.

На кладбище встречаются захоронения, где даты указываются от сотворения мира, а не от Рождества Христова.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»
Закрыть