
«Рожденные в опилках»: как живут артисты цирка

Ежегодно в третью субботу апреля профессиональное сообщество и любители зрелищных представлений отмечают необычный праздник – Международный день цирка. Он создан ради сохранения и развития циркового искусства во всем мире. А ещё цирк открывает дорогу новым талантам и не устаёт радовать яркими программами и представлениями.
В цирке можно не только радоваться
«Цирк – это такая штука, где можно себе что-то дополнительно прикупить и обрадоваться, там клоуны, и они смешные, в цирке фокусники из шляп достают зайцев, и непонятно, как они это делают», – говорят дети, отвечая на вопрос, что такое цирк. Считается, что привыкших к гаджетам, интернет-играм и спецэффектам малышей сложно чем-то удивить. Однако люди искусства продолжают восхищать и завоёвывать публику. В цирке в Автово сейчас новая программа – «Цирк навсегда».
В составе труппы – акробаты, дрессировщики, гимнасты и клоун. Программа уникальная, ведь уже 10 мая артистов сменит другой коллектив. Это особенность Росгосцирка – аналогов ему нет нигде в мире. В государственной компании четыре десятка цирков, тысячи сотрудников и несколько тысяч животных – круглый год, словно по конвейеру, цирковые труппы перемещаются из города в город.

Акробат на «русской палке»
«Наши артисты побеждают во всех международных конкурсах, подтверждая тем самым, что российский цирк лучший в мире», – говорит известный акробат, выступающий в жанре «русская палка», Александр Кашлев. Ему есть, с чем сравнивать: около десяти лет артист провёл в Cirque du Soleil. Об этом периоде – только благодарные чувства: «и опыт получил, и на квартиру заработал».
Но финансовая составляющая – не главное. «Если ты любишь своё дело и получаешь от этого удовольствие, ты уже богат. Вселенная видит, как ты отдаёшься делу. Если ты предан искусству, рано или поздно получишь своё – и в материальном плане, и в духовном», – говорит Александр.
39-летний артист пришёл в цирк из профессионального спорта: пригласили на кастинг, прошёл, остался. Но этот путь, скорее, – исключение из правил.
«В цирк попадают разными путями. В основном – это династийные артисты, про которых говорят «родился в опилках». Дети смотрят на своих родителей, а потом продолжают их дело», – говорит Александр Кашлев.
Акробатические номера в исполнении Александра и его группы – сложные в техническом плане. Трюки, кувырки, прыжки – всё происходит на тонкой палке без страховки. Одно неловкое движение – травма.
«Акробатика – опасное искусство, главный инструмент артиста – тело. Если держать его в форме, можно проработать много лет. Тут всё, как в большом спорте. Вот посмотрите на Ибрагимовича и Роналду. Со стороны кажется, что они легко мяч пинают, а на самом деле это кропотливый труд. В цирке так же – боль, пот, иногда кровь», – добавляет собеседник.

Эмилия и её «дети»
Принято считать, что овцы – самые глупые животные, но Эмилия Будзилович этот стереотип разрушила. Её подопечные прыгают через обруч, приносят цветы и даже расстилают коврик. Как объясняет дрессировщица, было непросто, но благодаря любви и взаимопониманию всё получилось. Сегодня это единственные овечки в мире, которые выполняют такие трюки.
«Овечку приручить гораздо сложнее, например, чем козочку, поэтому мы берём брошенных мамами животных. Так бывает: одних детей овца кормит, других – бросает. Мы спасаем овечек, без помощи людей они не выживут», – делится подробностями своего ремесла девушка, выступая в поддержку цирков с животными.
В последнее время призывы зоозащитников привели к отказу ряда стран от цирков, в которых выступают звери. Сами артисты предлагают разбираться в каждом конкретном случае.
«Не спорю, в каких-то случаях нужно пересматривать дрессуру – например, там, где привыкли к старой школе, где используются жестокие методы, причиняющие боль. У меня нет ничего: ни хлыстиков, ни палок, ни каких-либо других приспособлений. А вообще в цирке овцы живут дольше, чем в природе. Моей «старшей доченьке» уже 15 лет, она долгожитель. Свобода нужна тогда, когда жизнь зверей в природе лучше, чем в цирке», – отмечает Эмилия Будзилович.

Смешной и странный клоун
«Желательно, чтобы клоуны были смешными, и желательно, чтобы они были странными, а иначе просто неинтересно», – так о своей профессии рассуждает артист оригинального жанра Артём Малков. – Я передаю свои эмоции и мысли с помощью пантомимы. Это сложнее, чем разговорный жанр, но в итоге эффективнее».
Невысокий, невероятно пластичный, перед зрителями Артём Малков предстаёт в ярко-желтой рубашке и красных туфлях. Обаяние, комичность и природная харизма артиста способны загипнотизировать целый зал, а работа с предметами не имеет аналогов в мире. К слову, около десяти лет он успешно работал в лучших цирках Швейцарии, Японии и Китая. И везде – признание.
«Искусство состоит в том, чтобы зритель воспринял ситуацию так, как этого хочет клоун, – откровенничает Артём. – Если клоун поскользнулся на банановой кожуре, упал и засмеялся, это комедия. Расстроился – трагедия».
В профессию мужчина попал благодаря случаю: в балетной труппе его заметил заслуженный артист России Владимир Камардин. Увидел и пригласил поработать в паре.
«Он спросил меня: «Хочешь в цирк?», - и я воскликнул «вау!». И теперь вот продолжаю его дело».
Источником вдохновения для клоуна могут стать совсем обычные вещи – например, общение с коллегами или друзьями, во время которых происходит обмен мнениями и впечатлениями, рождаются новые образы и номера.
А источником вдохновения для зрителей становится талант и мастерство артистов, недаром цирк любят все – и взрослые, и дети.
