Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Хореограф Туктамышевой Юрий Смекалов: «Надеюсь, мы с Лизой доработаем ее произвольную программу»

Завтра в японской Осаке стартует командный чемпионат мира по фигурному катанию. Среди спортсменов, представляющих Петербург, будет и Елизавета Туктамышева. Она прокатает программу, поставленную хореографом Мариинского театра Юрием Смекаловым. О том, как шла работа над ней, он рассказал «Петербургскому дневнику»

– Юрий, признайтесь: показанная Елизаветой программа «Хроника заводной птицы» была поставлена с прицелом на командный чемпионат мира в Японии? Или это счастливое совпадение?

– Конечно, это совпадение. Работу над этим материалом я начал несколько лет назад – ставил номер для пары артистов Мариинского театра Мей Нагахиси и Виктора Кайшете, которые участвовали в проекте «Большой балет». Но Виктор получил травму и выступление не состоялось. Материал получился очень интересным, специально для этого номера музыку написал композитор Бхима Юнусов. Мне удалось представить его в Мариборе на гала-концерте фестиваля Dance Open вместе с Ириной Перрен. Но этого было недостаточно, хотелось, чтобы работа жила дальше.

Так сложилась судьба, что после моего спектакля «Три товарища?» Алексей Николаевич (Мишин – тренер Туктамышевой. – «ПД») и Лиза предложили мне подумать над постановкой произвольной программы. Я поставил им несколько современных музыкальных произведений – не люблю использовать заезженные классические хиты, хочется развивать и наших композиторов, чтобы они специально писали для фигуристов. Музыка Бхимы очень понравилась Мишину, мы поняли, что Лизе подойдет японский образ. Так дуэтный номер переродился в сольную программу о судьбе танцовщицы Идзумо-но Окуни – основательницы театра Кабуки.

– Насколько успешно Елизавета Туктамышева справилась с программой на чемпионате мира в Швеции, говорят ее оценки на чемпионате мира. А удалось ли ей, на ваш взгляд, передать все нюансы хореографии, которую вы поставили?

– Скажу честно, в день, когда Лиза выступала в Гетеборге, была очень тяжелая репетиция, я пришел домой и сразу уснул. Совершенно забыл, что именно в этот вечер будут прокаты. Но меня разбудил телефон, который начал непрерывно вибрировать: мне присылали огромное количество поздравлений с серебром Лизы.

Конечно, я сразу нашел видео, посмотрел, был очень рад: Лизе удалось вернуться на пьедестал – это волевая победа, путь большого профессионала. Ее стремление и желание победить было настолько велико, что заслуживает и золота, и платины – цвет метала не имеет значения. Она сделала главное – поборола внутреннее сопротивление, страхи и заявила о себе как об одной из лучших.

Что касается хореографии, я думаю, что Лиза в этот раз ее недостаточно раскрыла. Прекрасно понимаю, что чемпионат такого уровня – сложнейший момент в жизни фигуриста. На нем лежит огромнейшая ответственность за каждый элемент, поэтому какие-то нюансы хореографии упускаются. Особенно в первой, «прыжковой», части программы. Во второй, во время раскатов и дорожки, Лиза максимально включилась, была эмоциональной и пластичной. Но надеюсь, что у нас будет возможность еще доработать программу к Олимпиаде – доведем ее до совершенства.

Проработка и перенос программы на лед – это увлекательный процесс. Всегда хочется, чтобы разница между спортом и искусством была минимальной. Я думаю, что на льду мы должны видеть не Туктамышеву, Плющенко, Щербакову, а, как на сцене, образ, задуманный хореографом. Тогда наши фигуристы еще дальше оторвутся от остального мира.

Когда еще только шли репетиции, некоторые коллеги, например Илья Авербух, были скептически настроены по отношению к тренировкам онлайн. Что бы вы им ответили теперь, когда жизнь подтвердила вашу правоту?

– Илья – безусловный авторитет в мире фигурного катания. И как спортсмен, и как хореограф, и как продюсер и автор масштабных ледовых шоу. В нынешних обстоятельствах спрогнозировать, что точно принесет результат, трудно. Мы все находимся в одинаковом положении. Уверен, что он сам много времени провел в онлайне – на репетициях и совещаниях.

Наша задача в работе над произвольной программой Лизы заключалась в том, чтобы не просто создать номер в режиме онлайн, а выйти на новый уровень общения со зрителями в момент подготовки. Наш инста-сериал напрямую включал зрителя в процесс работы. Но также необходимо было поработать, поэкспериментировать с хореографической формой, чтобы не тратить время впустую и к концу пандемии иметь готовую программу, которую мы смело перенесем на лед.

Мы обратили ситуацию в свою пользу, и к финалу локдауна у нас был готовый номер, о котором уже знали зрители, к нему был интерес профессионального сообщества.

Все-таки сегодня спорт – это не только выступления и медали, но и общение со зрителями. Вы видите, какая непростая ситуация складывается. Наши фигуристы выступают под непонятным флагом и, с одной стороны, это достаточно унизительно. С другой – это дополнительный вызов российским спортсменам. И результаты чемпионата показали, что они с ним справились. И не только их профессионализм, но и любовь, заинтересованность аудитории были крайне важны. В этом смысле Авербух делает гигантский вклад, чтобы росло число поклонников фигурного катания, чтобы спортсмены, которые больше не выступают на соревнованиях, могли и дальше заниматься любимым делом. Каждый из нас делает определенный вклад в развитие спорта.

– Думаете ли вы продолжать работу с Елизаветой или с другими фигуристами?

– Надеюсь, мы доработаем произвольную программу с Лизой. Что касается других проектов, то они постоянно случаются не только со спортсменами Алексея Мишина, но и с воспитанниками Нины Мозер, Тамары Москвиной. Я всегда рад и стараюсь находить время, чтобы поработать с российскими фигуристами. Это гордость и счастье – быть причастным к победам наших чемпионов.