Хореограф Туктамышевой Юрий Смекалов: «Надеюсь, мы с Лизой доработаем ее произвольную программу»
– Юрий, признайтесь: показанная Елизаветой программа «Хроника заводной птицы» была поставлена с прицелом на командный чемпионат мира в Японии? Или это счастливое совпадение?
– Конечно, это совпадение. Работу над этим материалом я начал несколько лет назад – ставил номер для пары артистов Мариинского театра Мей Нагахиси и Виктора Кайшете, которые участвовали в проекте «Большой балет». Но Виктор получил травму и выступление не состоялось. Материал получился очень интересным, специально для этого номера музыку написал композитор Бхима Юнусов. Мне удалось представить его в Мариборе на гала-концерте фестиваля Dance Open вместе с Ириной Перрен. Но этого было недостаточно, хотелось, чтобы работа жила дальше.
Так сложилась судьба, что после моего спектакля «Три товарища?» Алексей Николаевич (Мишин – тренер Туктамышевой. – «ПД») и Лиза предложили мне подумать над постановкой произвольной программы. Я поставил им несколько современных музыкальных произведений – не люблю использовать заезженные классические хиты, хочется развивать и наших композиторов, чтобы они специально писали для фигуристов. Музыка Бхимы очень понравилась Мишину, мы поняли, что Лизе подойдет японский образ. Так дуэтный номер переродился в сольную программу о судьбе танцовщицы Идзумо-но Окуни – основательницы театра Кабуки.
– Насколько успешно Елизавета Туктамышева справилась с программой на чемпионате мира в Швеции, говорят ее оценки на чемпионате мира. А удалось ли ей, на ваш взгляд, передать все нюансы хореографии, которую вы поставили?
– Скажу честно, в день, когда Лиза выступала в Гетеборге, была очень тяжелая репетиция, я пришел домой и сразу уснул. Совершенно забыл, что именно в этот вечер будут прокаты. Но меня разбудил телефон, который начал непрерывно вибрировать: мне присылали огромное количество поздравлений с серебром Лизы.
Конечно, я сразу нашел видео, посмотрел, был очень рад: Лизе удалось вернуться на пьедестал – это волевая победа, путь большого профессионала. Ее стремление и желание победить было настолько велико, что заслуживает и золота, и платины – цвет метала не имеет значения. Она сделала главное – поборола внутреннее сопротивление, страхи и заявила о себе как об одной из лучших.
Что касается хореографии, я думаю, что Лиза в этот раз ее недостаточно раскрыла. Прекрасно понимаю, что чемпионат такого уровня – сложнейший момент в жизни фигуриста. На нем лежит огромнейшая ответственность за каждый элемент, поэтому какие-то нюансы хореографии упускаются. Особенно в первой, «прыжковой», части программы. Во второй, во время раскатов и дорожки, Лиза максимально включилась, была эмоциональной и пластичной. Но надеюсь, что у нас будет возможность еще доработать программу к Олимпиаде – доведем ее до совершенства.
Проработка и перенос программы на лед – это увлекательный процесс. Всегда хочется, чтобы разница между спортом и искусством была минимальной. Я думаю, что на льду мы должны видеть не Туктамышеву, Плющенко, Щербакову, а, как на сцене, образ, задуманный хореографом. Тогда наши фигуристы еще дальше оторвутся от остального мира.
– Когда еще только шли репетиции, некоторые коллеги, например Илья Авербух, были скептически настроены по отношению к тренировкам онлайн. Что бы вы им ответили теперь, когда жизнь подтвердила вашу правоту?
– Илья – безусловный авторитет в мире фигурного катания. И как спортсмен, и как хореограф, и как продюсер и автор масштабных ледовых шоу. В нынешних обстоятельствах спрогнозировать, что точно принесет результат, трудно. Мы все находимся в одинаковом положении. Уверен, что он сам много времени провел в онлайне – на репетициях и совещаниях.
Наша задача в работе над произвольной программой Лизы заключалась в том, чтобы не просто создать номер в режиме онлайн, а выйти на новый уровень общения со зрителями в момент подготовки. Наш инста-сериал напрямую включал зрителя в процесс работы. Но также необходимо было поработать, поэкспериментировать с хореографической формой, чтобы не тратить время впустую и к концу пандемии иметь готовую программу, которую мы смело перенесем на лед.
Мы обратили ситуацию в свою пользу, и к финалу локдауна у нас был готовый номер, о котором уже знали зрители, к нему был интерес профессионального сообщества.
Все-таки сегодня спорт – это не только выступления и медали, но и общение со зрителями. Вы видите, какая непростая ситуация складывается. Наши фигуристы выступают под непонятным флагом и, с одной стороны, это достаточно унизительно. С другой – это дополнительный вызов российским спортсменам. И результаты чемпионата показали, что они с ним справились. И не только их профессионализм, но и любовь, заинтересованность аудитории были крайне важны. В этом смысле Авербух делает гигантский вклад, чтобы росло число поклонников фигурного катания, чтобы спортсмены, которые больше не выступают на соревнованиях, могли и дальше заниматься любимым делом. Каждый из нас делает определенный вклад в развитие спорта.
– Думаете ли вы продолжать работу с Елизаветой или с другими фигуристами?
– Надеюсь, мы доработаем произвольную программу с Лизой. Что касается других проектов, то они постоянно случаются не только со спортсменами Алексея Мишина, но и с воспитанниками Нины Мозер, Тамары Москвиной. Я всегда рад и стараюсь находить время, чтобы поработать с российскими фигуристами. Это гордость и счастье – быть причастным к победам наших чемпионов.