Яндекс.Метрика
  • Анатолий Аграфенин

Как в блокадный Ленинград вернулся трамвай

15 апреля 1942 года после первой тяжелой блокадной зимы в Ленинграде снова пустили трамваи. «ПД» вспоминает, как это было

И пассажиры, и станки, и даже шедевры

Во всем мире трамваи не только перевозят пассажиров. Они еще и транспортируют грузы, участвуют в уборке улиц, выполняют десятки других полезных обязанностей. Так всегда было и в Ленинграде. С началом Великой Отечественной войны, когда грузовики и другой транспорт были мобилизованы на нужды фронта, обязанности трамваев возросли многократно. Появились вагоны-лазареты. Трамваи перевозили войска, горожан на рытье окопов. На грузовых трамваях везли необходимый для строительства оборонительных сооружений и защиты от пожаров песок, перемещали к железнодорожным станциям подлежащие эвакуации станки и оборудование. Несколько ночей в условиях глубочайшей секретности из Эрмитажа вывозили ценности к Московскому вокзалу. На трамваях в эвакуацию уехали Рубенс, Матисс и Ван Гог, не они, конечно, а их бессмертные полотна.

Пеший город

Когда началась блокада, трамвай превратился в главный вид транспорта в городе. Увы, с наступлением зимы осажденным стало остро не хватать электроэнергии. Чтобы давать ток госпиталям, оборонным заводам и хлебопекарням, трамвайные линии отключили. В декабре город встал.

Писатель Всеволод Вишневский, всю блокаду пробывший в Ленинграде, записал в своем дневнике: «Сугробы… Холод… Тишина, иногда нарушаемая гулом выстрелов. Трамваи, автомобили стоят. Тьма...»

В «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина есть строки, которые прочувствовал в те дни каждый блокадник: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, – трамвайным временем, автобусным, – а шагами. Иногда количеством шагов…»

Измученные, ослабевшие от голода люди вынуждены были пешком преодолевать десятки километров – на работу, с работы домой…

Возобновить движение в блокадном Ленинграде казалось немыслимым. Но это стало задачей №1. Из пяти довоенных городских электростанций, работала только одна – ТЭЦ № 5 «Красный Октябрь». Угля не было, и взять его было негде. С началом осады все котлы ТЭЦ переделали на сжигание единственного доступного топлива – торфа. Его добывали на старом Ириновском месторождении на западном берегу Ладоги. К концу зимы накопили достаточное количество торфа для увеличения выработки электроэнергии, в том числе и для пуска трамваев.

Сначала запустили грузовые трамваи. В марте с их помощью начали уборку города. На субботники в те дни вышли все ленинградцы. Удалось до наступления тепла очистить улицы от накопившихся мусора и нечистот, что спасло Ленинград от грозящих ему эпидемий. А вслед за грузовыми трамваями 15 апреля началась работа и рейсовых маршрутов.

«Решили интересную, даже по сегодняшним дням, транспортную, логистическую, как сейчас модно говорить, задачу, – говорит директор «Горэлектротранса» Санкт-Петербурга Денис Минкин. – Поначалу пустили всего пять маршрутов, но выстроили их так, что связали разные концы города. Ленинградец мог добраться в любую точку, совершив лишь одну пересадку. Даже сейчас это сложно себе представить, с учетом развитой транспортной системы, как правило, нам приходится пересаживаться два, а иногда три раза. А так, чтобы трамвай из конца в конец, – это удивительная вещь.

Ехали в трамвае…

Да, враг продолжал жестоко обстреливать и бомбить Ленинград. Но город сразу ожил и преобразился. Писатель Всеволод Вишневский ежедневно ездил на трамваях, и для него эти передвижения по городу стали возможностью наблюдать за жизнью блокадников. Его записи в дневнике – уникальные зарисовки о том времени.

«15 апреля 1942 года. Весна в полном разгаре. Сегодня я видел первый пассажирский трамвай и мальчишек на «колбасе».

«19 апреля 1942 года. Ловлю взгляды проходящих женщин… На солнце блестят трамвайные рельсы, катят автомобили… Запахи бензина, асфальта – почти парижские дуновения. Еще бы немного фиалок – и иллюзия будет законченной».

«10 июня 1942 года. Вошла в трамвай молодая тощая девушка-контролер... Проверила билеты, молча встала у выхода... Взгляд усталый, грустный. И вдруг я увидел ее руку – исхудавшая, резко выделяются суставы, а ногти ярко-красные – маникюр... Это сочетание поразило...»

«27 мая 1943 года. 240-летие Ленинграда. В трамвае – два моряка. Один объясняет другому: «Вот Петропавловская крепость, вот дом Кшесинской, где Ленин в семнадцатом выступал с балкона, вот памятник матросам «Стерегущего». Объясняет ленинградец, а слушает украинец из Н-ской морской бригады. Я спрашиваю его: «А вы что, Ленинграда не знаете?» – «Нет». А дерется он за город с 1941 года, но был все время на передовой».

«18 июля 1943 года. За последние тринадцать дней немцы обрушили на Ленинград шквал бомб и снарядов, израсходовали больше боезапаса, чем за все время их походов в Польшу и во Францию… В 3 часа дня поехал на трамвае в город. Кажется, что ничто не напоминает обстрелов. Город с нерушимыми адмиралтейским и петропавловским шпилями, соборами, дворцами – прекрасен! Враг ни-че-го не добился!»

После пуска трамвая в апреле 1942 года сеть городских маршрутов постоянно расширялась. Осенью 1942-го начал работать кабель жизни, пущенный по дну Ладожского озера и доставляющий энергию с восстановленной Волховской ГЭС.

Благодаря трамваю Ленинград выжил в блокаду.

13 апреля, в канун годовщины возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде, на «Ленфильме» будет представлен новый историко-публицистический фильм, созданный при поддержке правительства Санкт-Петербурга, «Трамвай идет на фронт», рассказывающий о подвиге трамвайщиков в годы блокады.

Закрыть