Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Космонавт со школьной скамьи: в Петербурге учат покорителей неба и космоса

«Петербургский дневник» побывал в юношеском клубе космонавтики
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

15 октября 1961 года, почти 60 лет назад, в Ленинграде появился Юношеский клуб космонавтики имени Г. С. Титова. 12 апреля состоится 57-й выпуск учащихся, окончивших клуб в этом году. За эти годы клуб окончили почти 2 тысячи человек, многие из которых стали инженерами, конструкторами, учеными, летчиками. Среди выпускников клуба – космонавт-исследователь Екатерина Иванова; летчик-космонавт, Герой России Андрей Борисенко; акванавт, Герой России Анатолий Храмов. Как готовят будущих покорителей космоса и неба, узнал «Петербургский дневник».

ЕДИНСТВЕННЫЙ В СТРАНЕ

Сегодня в Петербурге, в Аничковом дворце, работает старейший и единственный в стране клуб аэрокосмической направленности. Несмотря на то, что преподаватели клуба скромно отмечают, что не ставят перед собой цели отправить в космос всех воспитанников, есть дети, которые этой мечтой действительно грезят…

Встречает нас огромная люстра, напоминающая дюзы корабля «Восток». Оказывается, ее стиль «визировали» в Звездном городке. Здесь есть астрономический, авиационный и тренажерный классы. Сейчас в клубе по трехлетней программе занимаются 150 юных петербуржцев. На первый год принимают школьников 7-9-х классов, и ребята изучают историю космонавтики, астрономию и офисные технологии. Затем идет разделение на специализации: астрофизика, космонавтика и авиация. На третьем году обучения школьники пишут выпускную работу, которую потом публично защищают.

«До сих пор встречаются ребята, которые к нам приходят с фразой: «Я хочу быть космонавтом», – рассказывает руководитель клуба Анна Ронкина и выпускница клуба (25-й выпуск). – Чаще, конечно, приходят со словами: «Хочу быть летчиком», потому что все понимают, что дорога в космос – сложная. Андрей Борисенко (17-й выпуск) поступил в отряд космонавтов с третьей попытки и ждал своего полета 8 лет. Космический путь Екатерины Ивановой (3-й выпуск) был длиной в 30 лет: она пришла в клуб в 1966 году, окончила Военмех, поступила в отряд космонавтов и шесть раз могла оказаться на орбите, но по различным причинам сделать этого не удалось».

Летчиком и космонавтом может стать не каждый, а вот в клуб берут всех желающих. Единственный критерий отбора – интерес и желание работать. «Практика показала, что даже если человек подходит, очень много знает и читал, но не хочет учиться и вкладывать свой труд и силы, как правило, результатов нет», – замечает руководитель Юношеского клуба космонавтики им. Г. С. Титова.

Кстати, в клуб все чаще приходят девушки.

«Раньше девочки приходили редко – их была всего четверть от всего состава клуба. Сейчас ситуация изменилась – половина на половину. Девчонки ни в чём не уступают мальчикам ни по посещению, ни по интересу к занятиям. Благодаря нашим замечательным педагогам (14 из которых являются выпускниками клуба), возможности участвовать в различных конференциях и исследовательской деятельности, наши воспитанники поступают в профильные вузы. Главное, что дает клуб, – это профориентацию и возможность проверить себя», – подчеркнула Анна Ронкина.

ТРЕНИРОВАТЬСЯ НА BOEING

17-летний Василий Добрецов (57-й выпуск) хочет поступать в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Юноша мечтает стать летчиком.

«Летчиком я хотел стать лет с четырех. Работа у них интересная, я посмотрел и подумал: «Почему они могут летать каждый день, а я не могу? Надо восстановить справедливость!» В клубе есть тренажер Boeing 737, с помощью которого можно освоить технику. На днях я сдал зачет по Boeing, знаю, в какой момент и что надо включать. Недавно я защитил реферат по истории аэродрома в Кронштадте на 50 страниц», – рассказал «Петербургскому дневнику» Василий.

На вопрос, сможет ли он поднять самолет, улыбается и замечает, что тренажер и реальность – разные вещи. Что случится в небе, можно узнать, только поднявшись. «На самолётовождении мы изучали приборы, что они показывают, узнали элементарные авиационные понятия – что такое курс, высота принятия решения. Смогу ли я сам поднять самолет? Мне кажется, все зависит от модели…» – говорит Василий

В этом году 60 лет полету человека в космос. «Меня вдохновляет Юрий Алексеевич, все-таки задача у него была сложная, он прошел огромный отбор, а в космической профессии очень многое зависит от человека», – замечает юноша.

Андрей Костиков (56-й выпуск) окончил клуб космонавтики в прошлом году и теперь учится в Военмехе. В клубе он работает инструктором на авиационном тренажере и помогает преподавателям проводить учебно-летную подготовку. О будущей профессии мечтал с детства.

«Я обучался в авиационной группе, изучал основы организации воздушного движения, самолетовождение. Я помню первый самостоятельный полет на тренажере: теорию не доучил, думал, что буду летать точно так же, как в пробный раз, а не срослось… Взлетел, вроде все нормально, выполняю первый заход на посадку – иду очень неважно, приходится уйти на второй. Так я уходил на второй круг раз пять. Даже думал, что быть пилотом – это не мое, очень сильно расстроился тогда, но взял себя в руки», – рассказал нам студент.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

ПОЛЕТЫ ИЗ ЛЮБОЙ ТОЧКИ МИРА

Руководитель авиационного направления клуба Александр Летовитез (23-й выпуск) обучает школьников летному делу в тренажерном классе. «Никогда не мечтал быть космонавтом, я хотел быть летчиком, – рассказал «ПД» Александр Летовитез. – В советское время изучали все практически то же самое, что и сейчас, только учились два года. На втором году обучения были программирование, аэродинамика, самолетовождение. Были прыжки с парашютом вживую».

Правда, в советское время как таковых тренажеров в клубе не было. Однажды будущий педагог вместе с другом перелез через забор Академии гражданской авиации, подошли к инструкторам со словами: «Хотим тренироваться». Их посадили за тренажер Ил-18.

Сегодня в аудитории находятся три тренажера, среди которых Boeing 737 и диспетчерские тренажеры. Кстати, тренажер Boeing находится внутри спускаемого аппарата класса «Восток», на котором летали первые космонавты. «Нам подарили его очень давно, сначала он был в Академии наук, потом его отдали подводникам. Тренажер позволяет опробовать абсолютно все: полеты в любых условиях, из любой точки мира, – рассказывает преподаватель. – Сейчас с техникой все замечательно, но хотелось бы летать на нашей. Увы, что в российской авиации, что в мировой – самолеты в основном зарубежного производства».

Как бы то ни было, ребята с удовольствием совершают на тренажере свои первые полеты, учатся сажать и поднимать самолет даже в условиях, когда почти ничего не видно.

Цифровая эпоха по-разному влияет на будущих летчиков и космонавтов: они могут быстро получить информацию, но «небесные профессии» требуют терпения и усидчивости. «Космонавт может всю жизнь готовиться к полету и не полететь, – отмечает Александр Летовитез. – Летчик всю жизнь учится, каждые полгода сдает экзамены, очень серьезное требование – знание английского языка».

Но в любом случае всех ребят, кто когда-либо переступал порог Юношеского клуба космонавтики, можно назвать целеустремленными мечтателями, которые готовы прилагать большие усилия для достижения заветной цели. Эта целеустремленность, возможно, и есть тот «ракетный двигатель», который поможет им в том числе открыть свою дорогу в космос.

Фото: Татьяна Беличенко/ «Петербургский дневник»
Закрыть