Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Тогда надо закрывать половину Эрмитажа»: эксперты назвали «абсурдом» попытки цензурировать экспонаты музея

Михаил Пиотровский рассказал о жалобах на обнажённые скульптуры
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

«В попытке цензурировать классическое искусство можно дойти до абсурда: например, поменять название книги «Десять негритят», потому что кому-то оно кажется расистским, или закрыть откровенные скульптуры, потому что не принято смотреть на обнажённое мужское тело. Тем самым мы лишаемся культурного наследия и разнообразия», – так отреагировал культуролог Никита Добряков на претензию, поступившую в адрес Эрмитажа.

Официальную жалобу о негативном влиянии обнажённых скульптур на несовершеннолетних посетителей получил генеральный директор музея Михаил Пиотровский, о чем он рассказал журналистам накануне. Он не уточнил, от какого ведомства пришло замечание, но вспомнил, что такое происходит не в первый раз.

«Когда-то я смеялся, когда нам говорили – соберите все ваши обнаженные скульптуры в одну комнату и повесьте знак «18+», чтобы детей наших не развращать. Это уже официальная жалоба, которая нам пришла из официальных органов, и мы на это отвечаем», – рассказал Пиотровский.

Отмечая нелепый характер попыток цензурировать классическое искусство, культоролог Никита Добряков иронично добавил, что в таком случае «надо закрывать половину Эрмитажа».

На защиту классического искусства встала и доктор психологических наук Оксана Защиринская. Она уверена, что скульптуры и картины с изображением обнажённых тел в музеях – это не просто не развращение молодежи, а даже средство воспитания.

«У здорового человека при взгляде на произведения искусства должна возникать потребность лучше относиться к своему телу, любоваться им, заниматься своим внешним видом. А вот родителям, неадекватно реагирующим на «откровенные» скульптуры», возможно, самим требуется проработать эту проблему, – предположила детский психолог. – Они сами, значит, не совсем подготовлены, чтобы давать ребёнку правильные установки в вопросах сексуального воспитания и отношения к телу человека».

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

С точки зрения полоролевой идентификации детям полезно смотреть на обнажённые экспонаты в музейном формате. «Запретить – значит лишить молодое поколение альтернативы Интернету, где, как в помойке, можно смотреть что угодно», – подытожила психолог.

В свою очередь, депутат Госдумы Виталий Милонов выразил сомнение в искренности Пиотровского, отметив, что органы госвласти не могли вынести «такого представления» директору Эрмитажа.

«Россия всегда являлась путеводной звездой европейского просвещения. Мы всегда были впереди всей Европы, и естественно, что высокое искусство тщательно собиралось в Российской империи. Думаю, Михаил Борисович находится всё ещё на волне первого апреля и так пошутил. Просто за шутками не надо скрывать серьёзные проблемы. Например, надгробие Александра Невского до сих пор находится в Танцевальном зале музея. Это противоречит всем нормам европейской культуры. Никогда надгробие не ставилось в зале для танцев. Надгробию положено быть там, где находится гроб или мощи», – заявил депутат Госдумы. 

Закрыть