Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

История анимационного успеха: как в Петербурге создают «Смешариков»

«ПД» побывал в студии, из которой вышли Лосяш, Крош, Нюша и компания
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

8 апреля, в День российской анимации, корреспондент «ПД» побывал в студии «Петербург», где производится одна из самых популярных мультфраншиз – «Смешарики». Первая серия вышла в 2003 году, однако круглые герои за эти годы не только не растеряли популярность, но и обзавелись тремя полнометражными фильмами и несколькими спин-оффами.

Толпа, компьютер и желание сделать классный проект

«Петербург» выглядит так, как и положено студии анимации: со всех углов на посетителей смотрят наиболее популярные круглые персонажи разных цветов и размеров. Впрочем, атмосфера все-таки рабочая, ведь создавать мультфильмы даже в век компьютерных технологий – задача кропотливая. Из общей обстановки выделяется фотография в стиле «сепия» на стене ведущего режиссера «Смешариков» Дениса Чернова.

«Снимок был сделан на одной из первых встреч будущей команды «Смешариков». Мы собирались в съемном помещении, у нас были компьютер, стол, несколько чашек и большое желание весело провести время. Тогда мы знали только то, что наши герои должны быть круглыми. В итоге было нарисовано около 20 персонажей, но мы провели кастинг и оставили девять. Остальные не устроили нас либо внешним видом, либо характером: в мультфильмах очень важно, чтобы герои отличались друг от друга, потому что если кто-то в кого-то попадает, то он лишний», – рассказал Денис Чернов.

В начале нулевых «Смешарики» разительно отличались от мультсериалов, которые показывали по телевизору. Во-первых, популярных российских проектов просто не было, а во-вторых, «Покемоны», «Телепузики» и иже с ними серьезно проигрывали кругляшам в смысловом содержании.

Советские и российские мультфильмы редко критикуют, так как в большинстве своем они замечательные, однако если и критикуют, то за недостаточную развлекательность – истинный смысл многие осознают уже во взрослом возрасте. Вспомните «Ежика в тумане», например. Или сравните диснеевского «Винни-пуха» с советским. Корреспонденту «ПД» не стыдно признать, что в детстве ей больше нравился первый, однако сейчас – безусловно, второй. «Смешарикам» же удалось совместить смысловую нагрузку с развлекательной составляющей, поэтому сериал интересен не только детям. Аниматор, сценарист, режиссер анимационных фильмов Константин Бронзит считает, что это одна из главных причин успеха франшизы.

«У проекта всегда была сильная команда сценаристов, которая умудряется поднимать сложные философские вопросы, актуальные для любого возраста. Я, конечно, смотрел не все серии, я все-таки не ребенок, но то, что видел, мне понравилось», – сказал он.

Всем, кто не верит, рекомендуем посмотреть серии «Страшилка для Нюши» или «В начале было слово».

Проект пользуется популярностью не только в России, сериал уже перевели на 23 языка и показывают в 94 странах мира. С российскими проектами такое происходит не часто. Общая аудитория франшизы составляет почти 50 миллионов человек.

Долгих четыре месяца

В 2003 году команда «Смешариков» не планировала ничего грандиозного. «Помню, как тогда еще генеральный продюсер Илья Попов сказал, что мы должны сделать 200 серий. Тогда мы все подумали, что он какой-то фантазер. Потом мы отрисовали шесть серий и отнесли на телевидение. В итоге нам сказали, что все замечательно, но нам нужно хотя бы 50 серий. Мы тогда сказали, что принесем, но чуть позже», – вспоминает Денис Чернов со смехом. Это неудивительно, потому что только на техническую подготовку каждой серии уходит около четырех месяцев.

«Когда-то мультфильмы рисовали вручную на кальке: приходилось прорисовывать каждое движение персонажа, собирать кадр по слоям. В общем, ужас. Хороший аниматор отрисовывал минуту в месяц! Но помню, что я ухитрялся делать по семь секунд в день», – вспоминает он.

Появление компьютеров существенно упростило работу. «Сейчас есть специальные программы, в которых находится некая съемочная площадка с нужным освещением, задниками и «актерами», которыми мы можем управлять, словно марионетками. Впрочем, – сказал Денис Чернов и потянулся за графическим планшетом, взявшись за стилус, – мы комбинируем технологии, дорисовываем некоторые элементы, однако все-таки наши методы работы ближе к перекладочной анимации, когда для создания движения нужно перекладывать отдельные элементы картинки».

Через несколько минут на журналистов «ПД» с планшета смотрел Крош.

На данный момент студия выпустила более 600 серий о приключениях круглых героев, а также три полнометражных фильма.

Несмотря на то что «Смешарикам» уже 18 лет, сворачивать проект студия не собирается. «Мы будем делать сериал до тех пор, пока у него будет зритель», – сказал Денис Чернов.