Как за серебряные медали уволили тренера нашей сборной
«Золотой мяч» Льва Яшина
Во втором розыгрыше приняли участие все ведущие сборные Старого Света, за исключением команды Западной Германии (ФРГ). Формула соревнования осталась прежней – плей-офф с разъездами и проведение «Финала четырех» в одной стране, которой заранее была выбрана Испания. В отличие от чемпионата мира, в котором победитель предыдущего турнира освобождался от отборочных матчей, в Кубке Европы таких льгот не было. Сборная СССР, обладатель трофея, по жребию вступила в борьбу с 1/8 финала. В соперники ей досталась команда Италии, «Скуадра Адзурра».
Сборную СССР весной 1963 года возглавил Константин Бесков, на тот момент молодой (42 года) тренер. Футбольное руководство поставило ему задачу подготовить команду к чемпионату мира 1966 года, обещая полный карт-бланш. Бесков постепенно начал обновлять состав, отказываясь от услуг не только некоторых заслуженных ветеранов, но от футболистов, находившихся в расцвете сил. Так он предпочел Славе Метревели и Михаилу Месхи на флангах атаки Игоря Численко и Галимзяна Хусаинова. В тактике сборная начала постепенный переход от расстановки «дубль-вэ» (3 — 2 - 5) на «бразильскую»систему «4 — 2 — 4».
В 1/8 финала Кубка Европы соперником советской команды стала сборная Италии. У соперников было несколько игроков, которых до сих пор боготворят на их родине – Джанни Ривера, Сандро Маццола, Чезаре Мальдини, Джачинто Факкетти, Джованни Траппаттони. Но наша сборная тогда никого не боялась и с любым соперником играла в свой футбол – скоростной и атлетичный. В Москве была одержана победа — 2:0, благодаря голам Виктора Понедельника и Игоря Численко. Накануне ответного матча с итальянцами Лев Яшин сыграл в Лондоне на стадионе «Уэмбли» против англичан за сборную мира в матче, посвященном 100-летию футбола, что сделало его еще популярнее. В Риме наш вратарь был великолепен, он играл так безошибочно, что обескуражил форвардов «Скуадры Адзурры». В решающий момент, когда хозяева получили право на пенальти, дрогнул Сандро Маццола - он пробил сильно, но не в угол, и голкипер намертво взял мяч. «Яшин - это дьявол» писали итальянские журналисты. Ничья — 1:1 (гол забил Геннадий Гусаров).
Четвертьфинальные матчи со сборной Швеции прошли весной 1964 года. У соперников блистал нападающий Курт Хамрин, выступавший за итальянскую «Фиорентину». Он забил по голу в каждой игре: в Стокгольме сравнял счет, ответив на точный удар Валентина Иванова (1:1), в Москве не позволил нашим, у которых дубль сделал Виктор Понедельник и один гол забил Валерий Воронин, выиграть с разгромным счетом (3:1). Перед второй игрой редактор французского журнала «Франс Футбол» Макс Юрбини вручил Льву Яшину, признанному лучшим футболистом Европы 1963 года «Золотой мяч». Наш великий спортсмен остается единственным вратарем, удостоенным этого приза за 65 лет истории его присуждения.
Сражались на равных
Решающие матчи проводились в Испании, чья сборная в 1960 году из-за запрета диктатора Франко отказалась приезжать в Москву на матч четвертьфинала и была наказана техническим поражением. Советская команда ее примеру не последовала, хотя отношения между странами оставляли желать лучшего, и отправилась в Барселону, где ей предстоял полуфинал против сборной Дании. Уверенно победив датчан – 3:0 (Воронин, Понедельник, Иванов), наши вышли в финал.
Решающий матч проходил в Мадриде на стадионе «Сантъяго Бернабеу» и собрал 120 тысяч зрителей. О фантастической атмосфере финала вспоминал защитник Виктор Шустиков: «Мы вышли на поле под невероятный гул толпы, выстрелы хлопушек, взрывы дымовых шашек и петард. Яркие, разноцветные ракеты, запущенные с разных трибун, перечертили небо над столицей Испании. Когда тысячеголосый рев толпы стихал хоть на мгновение, слышалась медь оркестра, исполнявшего «Марш тореадоров». Согласитесь, все это не могло не оказать на нас определенного психологического воздействия».
Матч прошел в равной борьбе на высочайших скоростях. Как признавал Константин Бесков: «Мы пропустили гол, Галимзян Хусаинов счет сравнял, и у меня не было чувства полной безысходности — наши футболисты делали все возможное. Ошибки допустили защитники. Сначала Виктор Шустиков всегда такой старательный, неаккуратно принял мяч на грудь — мяч отскочил метра на три прямо на ногу Пареде. А за шесть минут до конца второго тайма защитник Альберт Шестернев не пошел на передачу с правого фланга, поступи он оперативно, как обычно, и мог бы ее прервать. Марселино успел к мячу раньше всех и, сыграв на опережение, головой послал его в ворота с близкого расстояния. Даже Яшин не смог выручить в этих ситуациях», - писал тренер в автобиографической книге «Моя жизнь в футболе».
Наставник сборной Испании Хосе Вильялонга после матча заявил: «Наша победа нам особенно дорога потому, что одержана в борьбе с таким сильным и, позволю себе сказать, великолепным противником как сборная СССР. Я могу сказать, что эта команда современная, мудрая, интересная, опасная для любого соперника, яростная, неповторимая. Считаю, что такое достижение делает честь советскому футболу».
Гнев Хрущева
Финал Кубка Европы 1964 года был первым, что транслировало наше телевидение в прямом эфире из-за рубежа, и смотревший игру Никита Хрущев возмутился тем, как ликует Франко. Как рассказывали близкие ему люди, советский лидер в сердцах сказал, что футболисты опозорили Красное знамя, уронили честь Советского Союза.
Константин Бесков был уволен, а все данные ему обещания, что он будет готовить сборную к чемпионату мира 1966 года, забыты. Он, как дисциплинированный член партии обратился в ЦК КПСС, чтобы получить разъяснения, пытался добиться аудиенции у секретаря ЦК Леонида Ильичева, курировавшего и вопросы спорта. Тот через своих помощников передал обтекаемый ответ: «Константин Иванович! И вы без работы не останетесь, и сборная без тренера не останется».
«Я был расстроен, конечно, результатом, хотя понимал (это понимали и специалисты футбола, и игроки), что выиграть у испанцев в Мадриде было почти невозможно. Да перед нами и не стояла задача - обязательно занять первое место: турнир рассматривался как этап подготовки к мировому чемпионату. Команда стала второй в Европе, и у нее были хорошие перспективы. Но с этим не посчитались, нарушили обещание, и мне пришлось уйти», - с горечью признавал выдающийся тренер.