Как Петербург встретил Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Синий – это официальный цвет неправительственной организации по защите прав людей с аутизмом Autism Speaks, придумавшей акцию «Зажги синим». Петербург к ней присоединится.
В то же время в городских магазинах, кафе, аптеках, банках пройдет вторая часть акции под названием «Гораздо молча». В этих заведениях музыка будет играть негромко, яркий свет приглушат, а иллюминацию отключат. Все ради того, чтобы дать обычным людям представление о среде, в которой аутист не испытывает дискомфорта.
Инклюзивный подход
В Петербург семьи с детьми-аутистами приезжают со всех городов. И не зря. Здесь работают и благотворительные фонды, и ассоциации родителей инвалидов, и всевозможные вспомогательные программы («Аутека» и Институт раннего вмешательства).
Есть известный на всю страну фонд «Антон тут рядом» и волонтеры организации «Обнаженные сердца». В Купчино работает инклюзивный детсад, а на Васильевском острове – школа №755, она же – Региональный центр аутизма.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и инновационной деятельности этого центра Наталья Стрижак рассказала «ПД», как построить учебный процесс с ребенком, живущим в своем мире. По ее словам, основная проблема – нарушение взаимодействия и коммуникаций. Зачастую этим детям требуется другой уровень образовательной программы. И из-за своих поведенческих аномалий рядом со здоровыми детьми они будут проигрывать. Тем не менее погружаться в среду аутистам нужно, а взаимодействовать с обычными ребятами можно, например, на творческих уроках – рисовании и лепке.
В мир через сказку
«Сначала мы только вместе играем, потом превращаем игру в конструктивную деятельность. Так, у нас есть домики со сказками: в каждом доме живет своя сказка. Детей вовлекают в театрализованное представление, они общаются с персонажами, то есть на самом деле с воспитателями, а потом общение выходит за пределы сказочного сюжета. У нас очень много художественных уроков: рисование капельками, пальчиковые краски, мы помогаем детям на бумаге передать свое настроение», – рассказала Наталья Стрижак.
Для аутиста даже познание собственного тела становится непростой задачей. В этом педагогам помогает комната сенсорной интеграции: с пузырьковыми стенами, оптическим душем и всевозможными подсветками. Через формирование представления о собственном теле ребенок начинает формировать собственное «я».
Сегодня в школе организованы уголки уединения, чтобы ребенок мог отдохнуть. Иногда можно увидеть, как дети-аутисты закрывают ладонями уши из-за раздражителей, которые их сверстники не замечают. Но даже с этой особенностью можно жить обычной жизнью, и педагогам удается на учить этому ребят.
Ранние пташки
Люди с расстройством аутистического спектра часто находят себя в IT-индустрии, реже – в творчестве. Повзрослев, они садятся на своего любимого конька – структурирование и распорядок.
Поэтому, утверждают специалисты, им хорошо подходит работа программистом или корректором.
Детский сад №53 Фрунзенского района Петербурга занимается инклюзивным образованием и сотрудничает с фондом «Обнаженные сердца». Для детей с расстройством аутистического спектра здесь есть помещения для индивидуальных занятий. Специалисты помогают ребятам в адаптации и построении общения со сверстниками.
«Сейчас наш детский сад посещают 17 малышей с расстройством аутистического спектра, – рассказала директор детского сада №53 Фрунзенского района Петербурга Надежда Третьякова. – Из них 10 человек учатся в комбинированных группах по программе инклюзивного образования».
Мамы и папы активно участвуют в образовательном процессе. «Для родителей каждый второй день проводятся индивидуальные консультации и тренинги «Ранняя пташка», 23 наших сотрудника специально были обучены методикам работы с детьми-аутистами», – подчеркнула Надежда Третьякова.