Яндекс.Метрика
  • Ирина Лисова

Писатели, артисты и рок-музыканты: прогулка по Волковскому православному кладбищу

Волковское православное кладбище – одно из самых старых действующих кладбищ Петербурга. В 1756 году в мае вышел указ Синода, по которому здесь выделялись места под захоронения
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

ТРИ ХРАМА

В первую очередь это кладбище литераторов, кладбище петербургского купечества и духовенства. Здесь, кроме бедных слоев населения, которые составляли основную массу из списка захоронений, были похоронены представители знати и даже аристократии, крупные государственные деятели, деятели науки, академики. Прогуливаясь по нему, можно увидеть весь спектр сословий.

Как рассказал «Петербургскому дневнику» историк и автор сайта «Некрополь Санкт-Петербурга и окрестностей» Андрей Кустов, раньше Волковское кладбище считалось самым большим в городе. Также оно интересно тем, что на его территории находилось пять храмов. Сейчас из них мы можем увидеть всего лишь три.

«В 1880 году здесь было похоронено примерно более полумиллиона человек. После революции, в 20-30-е годы большая часть храмов была снесена, закрыта. Часть захоронений утрачены. Но и сейчас кладбище представляет большой интерес для историков, искусствоведов и исследователей», – отметил он.

Самое первое здание храма – Храм Воскресения Славущего. Он построен в конце 18-го века. Предполагается, что это либо проект архитектора Ивана Старова, либо проект архитектора Луиджи Руски. Храм построен в классическом стиле. Сейчас он возвращен православной церкви. А с середины 30-х годов, когда создавался Музей городской скульптуры, там находился экскурсионный отдел, выставочный зал. Сейчас там проходят службы.

Еще один храм – величественная церковь Спаса нерукотворного образа был построен по проекту архитектора Беретти и Франца Руски. Это было монументальное сооружение. Но теперь его можно увидеть лишь частично. Завершение купола отсутствует. К нему пристроено несколько более современных зданий. В 30-е годы собор был закрыт и превратился в корпус завода «Монументскульптура», где до сегодняшнего дня изготавливают бронзовую скульптуру для Петербурга и других городов страны.

Долгие годы единственным действующим храмом на территории Волковского православного кладбища была церковь святого праведного Иова Многострадального. Она была построена над прахом и по заказу семьи Крюковых. Эта церковь с 1885 года не закрывалась никогда и была действующей в советские годы и даже в период блокады.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

ОТ СЕРЕБЯРЯНОГО ВЕКА К ЗОЛОТОМУ

Мы идем с Кустовым по центральной дорожке от входа на погост. Солнце уже по-весеннему яркое, небо высокое и голубое. Сворачиваем налево.

«Несколько лет назад я оказался на Литмостках, это было летом. И увидел, что одна женщина пытается судорожно найти какую-то могилу. Я предложил ей свои услуги. И она сказала: «Мне нужна могила Ирины Одоевцевой». Я ей говорю: «Знаете, она, к сожалению, не на Литераторских мостках, а на Волковском православном кладбище». Она попросила меня показать. Выяснилось, что это приехала из Парижа ее секретарь. Это была такая трогательная и интересная для меня встреча», – делится он.

Мы подходим к небольшой серой стеле, возле которой стоит черно-белое фото, лампадка и букетик искусственных цветов. Здесь похоронена Ирина Одоевцева — поэтесса, прозаик, которая большую часть своей жизни провела во Франции в эмиграции. Вернулась в тогда еще Советский Союз в 1987 году за несколько лет до своей смерти.

«Ее поэтическое наследие – семь сборников стихотворений, первый из которых вышел в 1922 году в Петрограде за несколько месяцев до ее отъезда из России в эмиграцию. Она входила в Цех поэтов, была близка к кругу Николая Гумилева. В Европе уже в основном писала прозу, романы. Читателю советскому-российскому она известна двумя мемуарными книгами «На берегах Невы», «На берегах Сены». Третью книгу она не закончила. Она очень интересно называлась: «На берегах Леты». Ее могила ухожена, цветы постоянно. Хотя одно время стояла в запустении, была заросшая кустарником. Я думаю, что за ней следят поклонники творчества, потому что близких у Ирины Одоевцевой не осталось», – рассказывает Кустов.

Мы двигаемся дальше, и наш провожатый рассказывает, что надгробий 18-го века на Волковском кладбище почти не осталось.

«Но пока еще чудом остается на своем месте захоронение семьи Вульф», – говорит он и чуть отходит в сторону.

За его спиной оказываются невысокие старинные надгробия, позеленевшие от времени.

«Эта фамилия неразрывно связана с Пушкиным. Петр Иванович Вульф – его надгробие по типу называется «гранитная горка» или «петровская горка», когда-то его венчал крест. Он дядя Анны Петровны Керн. И вообще, вот этот круг, связанный с Болдино, с окрестными деревнями, которые тоже Вульфам принадлежали, определил эти знакомства с Александром Сергеевичем. Здесь же похоронены его жена и дети Петра Ивановича», – отмечает историк.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

По словам Кустова, на Волковском кладбище очень много безымянных захоронений, и восстановить теперь, кто там лежит, достаточно сложно.

Возможно, такая же судьба ждала бы и могилу ученого физика, имя которого сейчас совершенно забыто, Ивана Боргмана.

«Он был выдающимся физиком, первым ректором Петербургского университета, который был избран. Занимался вопросами электричества, физики, которая связана с радиоактивностью. Он известен как педагог, который преподавал не только в Петербургском университете, но и на Высших женских Бестужевских курсах, в других институтах Петербурга. Остался в истории как общественный деятель», – рассказывает некрополист.

Несколько лет назад саму могилу привели в порядок, восстановили ограду.

«Это сделал университет. Хотя тоже могила была совершенно заброшенная раньше», – говорит Кустов.

А мы тем временем идем дальше. Мое внимание привлекает надгробие пирамидальной формы. Я вижу фамилию, знакомую всем со школьной скамьи. Но написана она почему-то через «а» – Лермантов.

«Это не старое написание. Это именно принципиальная была позиция. Владимир Николаевич считал, что фамилия должна писаться именно так, через букву «а», и все его потомки старались продолжать эту традицию. Это двоюродный брат Михаила Юрьевича Лермонтова по отцу», – объясняет наш экскурсовод.

Он обращает внимание на то, что наверху надгробного камня, если присмотреться к истертой надписи, указано: ветеран Отечественной войны 1812 года.

«Если мы посчитаем, ему на тот момент было 16 лет. В этом возрасте он пошел на службу, дослужился вначале до полковника, потом вышел в отставку, некоторое время находился на статской службе и потом уже служил по ведомству путей сообщения и вышел уже в отставку генерал-майором. Участвовал в войне 1812 года, конечно, и в заграничных походах 1813-1814 годов. Дошел до Парижа. Несколько раз был ранен. Награжден многими орденами», – пересказывает факты жизни Владимира Николаевича Кустов.

Историк говорит, что надгробие кузен поэта проектировал себе сам.

«Если внимательно посмотреть, то на гранях надгробия указаны места сражений. Их 13. Это семейный участок», – говорит историк.

Еще одно, имя, связанное с классиками русской литературы, – огромный семейный участок Смирдиных. Он находится в полуразрушенном состоянии.
А ведь Александр Смирдин был выдающимся книгоиздателем.

«Он владел магазином на Невском проспекте. Насколько я знаю, это единственный книгоиздатель, место жительства и книгоиздания которого в Петербурге отмечено мемориальной доской. Могила очень долгое время находилась в запустении. Смирдин умер в бедности, фактически в нищете. Потому что под конец жизни разорился. А известен он тем, что с 1820-х годов издавал фактически всех наших выдающихся писателей того времени: и Пушкина, и Лермонтова, и Карамзина, и Жуковского. При этом платил очень большие гонорары. Считается, что это было причиной его разорения, потому что он старался писателям помочь. Он внес огромный вклад в просветительскую деятельность. Считается, что из-за больших тиражей он старался удешевить книги. Они стали более доступными», – сообщает Кустов.

Рядом с Александром Смирдиным похоронен его сын.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

ТЕ, КТО СТРОИЛИ

Еще два захоронения, мимо которых не пройти на Волковском, – это могилы Юрия Соловьева и Константина Тона.

Соловьев был одним из последних секретарей Ленинградского обкома КПСС. Но куда важнее его деятельность по организации метростроения. Он участвовал и даже руководил строительством десятков станций метро в нашем городе. В том числе «Площади Александра Невского»-2, «Красногвардейской», «Ладожской», «Проспекта Большевиков», «Улицы Дыбенко», «Озерков», «Проспекта Просвещения».

Архитектора Тона тоже представлять особо не надо. Выдающийся архитектор 19 века. Он в основном известен как автор Московского вокзала в Петербурге и Ленинградского в Москве. Но также по его проекту был создан Храм Христа Спасителя. В Петербурге он также занимался строительством храмов, но большая часть из них была разрушена в 30-е годы.

Андрей Кустов рассказал, что могила Тона была восстановлена и благоустроена благодаря Октябрьской железной дороге.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

ФИЛИАЛ ЛИТЕРАТОРСКИХ МОСТКОВ

На Волковском православном кладбище получился своеобразный филиал Литераторских мостков.

«Если там хоронили народных артистов СССР, то например народные артисты России или заслуженные артисты России лежат здесь. Как, например, выдающийся артист балета Николай Ковмир, народный артист РСФСР Борис Рыжухин, известный деятель театра Дина Шварц», – отмечает Кустов.

Мы останавливаемся у красной гранитной плиты. Здесь похоронена актриса театра и кино Тамара Алешина. На надгробии изображена квадрига Аполлона, которая венчает здание Александринского театра и надпись: «Исполнительница роли летчицы Маши Светловой в кинокартине «Небесный тихоход»».

Неподалеку под скромным металлическим крестом покоится Эмма Попова – звезда театра 60-80-х годов Ленинграда.

«Народная артистка России. Ее образ, внешность сравнивали с Верой Комиссаржевской. Она даже в одном из телефильмов сыграла ее. Попова – выдающаяся драматическая актриса. Она очень мало, к сожалению, снималась в кино», – рассказывает Кустов.

Еще одно знаменательное имя – Александра Товстоногова, которого близкие и друзья называли «Сандро». Это сын выдающегося ленинградского режиссера Георгия Товстоногова. Он тоже был режиссером, как отец. В начале своей карьеры получил известность благодаря фильму «Республика Шкид», где исполнил роль Князя. Александр Георгиевич ставил спектакли в Большом драматическом театре и был даже главным режиссером двух очень крупных драматических театров.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Тут же, неподалеку, под массивным камнем, покоится Василий Караулов. Он был вначале известен как участник народовольческого движения, находился в заключении, потом в ссылке. А после вступил в кадетскую партию, был достаточно видным общественным деятелем в Сибири. Затем стал депутатом Третьей Государственной думы.

«Он очень много выступал, и против его позиции очень часто были депутаты из консервативного лагеря. Известно, что несколько раз кидали реплики ему. И одна из них, состоящая из одного слова «Каторга!», стала очень известна. И Караулов не смолчал. Он ответил длинным выступлением, фрагмент его представлен на надгробии: «... я каторга, и с бритой головой и с кандалами на ногах, я мерил бесконечную Владимировку за то, что смел желать и говорить о том, чтобы вы были собраны в этом собрании....» В 1910 году Караулов умер, и на его могиле близкие поставили вот такое массивное сооружение, которое венчал бронзовый бюст. Он теперь, по некоторым данным, находится в Русском музее», – вспоминает события прошлого историк.

Должно было состояться торжественное открытие памятника, но градоначальник запретил. И чтобы открытие состоялось, было принято решение эту эпитафию закрыть мраморной доской. Сохранились дырки от этой доски на камне. И только после февральской революции 1917 года эта доска была убрана.

«Бюст был демонтирован, скорее всего, в 20-е годы. Когда стали происходить хищения бронзовых деталей памятников. Он был создан Натальей Николаевной Гиппиус – это сестра Зинаиды Гиппиус – она была скульптором», – рассказывает некрополист.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

ПИСАТЕЛИ И МУЗЫКАНТЫ

Здесь же, на Волковском кладбище, похоронен писатель, поэт и сценарист, художник, выдающийся детский писатель Радий Погодин. Критики отмечали, что он в своей прозе умеет передать внутреннее становление подростка – «тревожное и смутное состояние души на пороге превращения, трепетное прорастание зерна, предчувствие крыльев».

А неподалеку от него покоится поэт и художник, представитель ленинградского андеграунда Олег Григорьев. Многие до сих пор, услышав это имя, начинают невольно вспоминать: «Я спросил электрика Петрова...» В 1971 году Григорьев выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», которая стала очень популярной, по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Однажды...») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». А многие его стихи вошли в городской фольклор.

Рядом с Конной дорожкой можно обнаружить несколько знаковых имен для любителей русского рока. Одно из них Эльмира Бикбова. Муза и первая жена лидера группы ДДТ Юрия Шевчука. Ей посвящено несколько песен группы ДДТ, в том числе «Актриса Весна». На надгробной плите выгравирован ее рисунок.

Но самой частопо сещаемой является могила Майка Науменко. Это одно из культовых захоронений на Волковском православном кладбище. Науменко был многолетним лидером группы «Зоопарк», рок-музыкантом. Но очень рано ушел из жизни.

«Его могила всегда ухожена, почитатели здесь очень часто собираются на скамеечке рядом. И оставляют на могиле и возле нее интересные предметы: машинки, самолетики, ракеты. Также на березе повешена табличка со словами одной из его песен», – указывает некрополист.

Также неподалеку похоронен музыкант группы «Аквариум» Дюша Романов (Андрей Романов). Он автор музыки к нескольким песням группы: «Странные объекты между светом и звуком», «Гиневер», «Крюкообразность» и др. Исполнял песню «Холодное пиво». Также играл в собственной группе «Трилистник». В 2000 году для трибьюта группе «Кино» и Виктору Цою «КИНОпробы» записал трек «Электричка», который был издан уже после смерти музыканта.