Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Борис Эйфман: «Мы превращаем постановки XX века в балеты XXI столетия»

6 и 7 апреля в Александринском театре состоится премьера балета Бориса Эйфмана «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Чем привлекает его этот образ? Насколько востребованы первые выпускники Академии танца? И как маэстро будет отмечать свой юбилей, он рассказал «ПД»
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– 6 апреля состоится премьера балета «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», которая из-за коронавируса переносилась несколько раз. Но вы не оставили намерения сделать спектакль. Эта была работа на сопротивление?

– Любое творчество строится на преодолении обстоятельств. Хотя, конечно, ситуация, в которой театр оказался год назад с началом эпидемии, беспрецедентна. Неделями сидеть в четырех стенах, не имея возможности полноценно репетировать и поддерживать форму, – тяжелое испытание для артиста. Когда изоляция закончилась и труппа вернулась в балетный зал, возникли новые трудности. Танцовщикам предстояло восстановить физические кондиции и вспомнить огромное количество хореографического материала, поставленного и отрепетированного до вынужденной паузы. К тому же артисты теперь работают в защитных масках, а это очень нелегко.

Зритель должен был увидеть новый балет о Мольере еще в июле прошлого года. Судьба распорядилась иначе, и путь к премьере оказался долгим. Но главное: спектакль «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» полностью готов, совсем скоро зритель с ним познакомится.

– В 2001 году вы уже выпускали балет «Дон Жуан и Мольер». Чем новая постановка будет отличаться от спектакля начала «нулевых».

– Те, кто внимательно следит за моим творчеством, знает: на протяжении последнего десятилетия я возрождаю и модернизирую легендарные спектакли нашего театра, появившиеся в 1990-х и 2000-х годах. Поверьте, я занимаюсь этим не из-за дефицита свежих идей – их у меня предостаточно. Не хватает лишь времени, чтобы все реализовать. Я хочу вдохнуть новую жизнь в знаковые постановки прошлых лет. Привнести в них актуальное для меня идейное содержание и современную, более изобретательную хореографию. Кроме того, театральные технологии сегодня развиваются бешеными темпами. Поэтому сценографическое оформление нужно каждый раз готовить заново, учитывая современные тенденции и возможности.

Мы не реанимируем спектакли как музейные реликвии, а превращаем постановки XX века в балеты XXI столетия. «Дон Жуан и Мольер» занимал достойное место в афише театра и с триумфом исполнялся в Америке, Европе, Азии. Затем балет покинул репертуар. Но мне всегда хотелось вернуть его на сцену. Я не просто переработал старый спектакль, а фактически поставил абсолютно новый, с самостоятельной драматургией и хореографической партитурой. Художник Вячеслав Окунев, мой многолетний соратник, создал для премьеры оригинальные костюмы и эффектные масштабные декорации.

В балете 2001 года повествование строилось вокруг того, как великий драматург сочиняет пьесу о Дон Жуане. Эта линия была сохранена и значительно переосмыслена. Однако сейчас мы показываем весь жизненный и творческий путь Мольера – от блужданий по французской глубинке его труппы до написания «Тартюфа», «Мнимого больного», иных гениальных пьес и последнего выхода их автора на сцену. Образ Дон Жуана в балете получился сложным, многогранным. С одной стороны, Мольер сочиняет пьесу о чудовищном распутнике, стремясь отомстить светским щеголям, с которыми изменяла ему молодая жена Арманда. С другой, Дон Жуан обладает властью над женщинами – тем, чего так не хватает изможденному стареющему комедиографу. Автор ненавидит своего персонажа и одновременно мечтает оказаться на его месте, прожить жизнь, полную наслаждений. Дон Жуан – и альтер-эго, и проклятие Мольера.

– Фигура Мольера всегда вызывала интерес у режиссеров. Можно ли говорить о схожести судьбы Мольера, создавшего свою труппу и посвятившего ей себя без остатка, с вашей судьбой?

– Я не раз подчеркивал, что могу сочинять спектакли только о тех персонажах, которые мне интересны. В противном случае как я прочувствую и пойму своего героя? Как отражу в пластике внутреннюю эмоциональную жизнь того, кто мне чужд? Ведь, скажем, наш балет «Роден, ее вечный идол» никогда бы не состоялся и не снискал всеобщего признания, если бы я сам не знал, что значит жертвенный творческий труд.

Вы правы: Мольер – один из наиболее близких для меня художников. Готовясь к постановке спектакля о нем, я по традиции изучил колоссальное количество источников. И, читая о комедиографе, не переставал удивляться тому, как много нас объединяет. Мне хорошо знакомы терзания и заботы, из которых складывалось существование Мольера как драматурга, режиссера и директора своего театра, единолично несущего ответственность за его успехи и неудачи и платящего за все здоровьем, жизненными силами, душевным покоем. Правда, есть и вещи, нас различающие. Мольеровская труппа, хоть и успела поскитаться, все же обрела пристанище. Наш театр, к сожалению, пока остается бездомным.

– А какова судьба задуманного вами четверть века назад Дворца танца. Есть ли подвижки в этом вопросе?

– Существует замечательное высказывание: «В России надо жить долго». Идее Дворца танца действительно уже больше 25 лет. Срок немалый. Однако именно сейчас этот замысел наконец перестает быть бесплотным. Возведение Дворца ведется, причем достаточно интенсивно. Уже завершено строительство подземной части, идут работы на первом этаже. Конечно, десятилетия ожидания изматывают. На текущий момент построить наш театральный дом и новый международный центр балетного искусства обещают к концу 2022-го – в год 45-летия труппы.

– Более близкий юбилей – ваше 75-летие в июле. Как планируете его отмечать?

– Одновременно со спектаклем о Мольере мы репетируем балет под рабочим названием «Тайны закулисья» – хореографическую интерпретацию чеховской «Чайки». Некоторое время назад у нас в репертуаре уже была постановка по этому произведению. Сейчас мы готовим совершенно другой спектакль с новой трактовкой вечного сюжета о поиске художественных форм, о противостоянии консерваторов и бунтарей в искусстве. Действие развернется в стенах балетного театра. Не знаю, успеем ли выпустить вторую премьеру непосредственно к моему юбилею. В любом случае «Тайны закулисья» будут очень важной работой и для нашего театра, и для меня лично. Что касается программы празднования, то в июле мы планируем дать специальные серии спектаклей в Петербурге, в Александринском театре, и Москве – на исторической сцене Большого театра.

– Можно сказать, что и для Академии танца этот год станет историческим. Ведь это год первого выпуска и, значит, можно подвести некоторые итоги.

– В феврале воспитанники Академии успешно сдали государственные выпускные экзамены. По итогам многие получили предложения от ведущих театров Москвы, Перми, Самары и других крупнейших культурных центров страны. 9 выпускников приглашены в нашу труппу.

Разумеется, никто сейчас не предскажет, как именно сложится их артистическая судьба. Но качество образования, получаемого в Академии, позволяет надеяться на то, что воспитанников ждет счастливая жизнь в искусстве. Руководство и педагоги школы выступают в роли первопроходцев, применяя на практике инновационную методику подготовки универсальных артистов. Насколько она эффективна, покажут ближайшие годы.

– Где и когда можно будет увидеть спектакли вашего театра в Петербурге? И состоится ли возвращение к гастрольной деятельности или ей помешает коронавирус?

– График наших петербургских выступлений довольно насыщенный. 26 апреля мы покажем в Александринском театре «Анну Каренину» – хореографический хит, который не шел дома с осени 2018 года. 17 и 18 мая петербуржцы увидят комедийный балет «Эффект Пигмалиона», а 19 мая – постановку «Роден, ее вечный идол». В последний день весны труппа станцует в Санкт-Петербурге спектакль «Чайковский. PRO et CONTRA». 1 июня будет вновь представлен балет о Родене. И, наконец, самое важное: 2 и 3 июня на сцене Александринского театра пройдут показы спектакля «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Так что если вы не успели попасть на апрельскую премьеру, не расстраивайтесь.

Также у нас запланировано немало гастролей в России. В середине апреля труппа привезет в Новосибирск балеты «По ту сторону греха» (по роману «Братья Карамазовы») и «Анна Каренина». Во второй половине месяца постановку по великому произведению Достоевского сможет оценить публика Красноярска, а в конце мая – зрители Омска. Для нас большая честь исполнять этот спектакль в год 200-летия Федора Михайловича в рамках программы празднования юбилея писателя.

– Такого театрального сезона, как прошедший и нынешний, никогда еще не было. Как перенесли его взрослые танцовщики, ваши маленькие подопечные и вы сами? Готовы ли сделать прививку?

– Не просто готов – уже привился. Я стараюсь с оптимизмом смотреть в будущее и верю, что эпопея с пандемией рано или поздно закончится. Тогда мы будем вспоминать этот период как дурной сон. Слава Богу, нашим артистам и воспитанникам Академии танца удалось сохранить самое ценное – здоровье. Теперь нужно набраться терпения и ждать, когда жизнь полностью вернется в привычное русло. Как гласит древняя мудрость: «Все проходит, и это пройдет».

Закрыть