Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Дмитрий Озерков: «На карте Петербурга появился «мистический треугольник»

В Доме радио трудится коллектив musicAeterna Теодора Курентзиса. Также в историческом здании возродят студию, где была записана Седьмая симфония Шостаковича. Об этом в интервью «ПД» рассказал искусствовед, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, а теперь также директор musicAeterna в России Дмитрий Озерков
Дмитрий Озерков: «На карте Петербурга появился «мистический треугольник» Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Дмитрий Юрьевич, расскажите, как получили предложение стать директором musicAeterna в России.

– Это был довольно долгий разговор, который длился практически все начало прошлого года: во-первых, Теодор вместе с коллективом обустраивались в Петербурге после приезда из Перми, во-вторых, грянула пандемия и было непонятно, как все будет дальше работать и развиваться. Но мы обсудили все детали и я согласился. Для меня это важный опыт, важная история. Я не имею отношения к миру музыки, но знаю Петербург и его культурную жизнь. Поэтому мне показалось, что я смогу быть полезен коллективу musicAeterna.

– В чем именно у вас с Теодором Курентзисом сошлись взгляды?

– Теодор как художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna хочет воплотить в Петербурге идею соединения различных искусств, соединения авангардного и классического, создания особой культурной среды – это то, что зритель видит на концертах и наших мероприятиях. Моя задача – включить в эту среду как можно больше людей, сделать музыку коллектива открытой и доступной широкой аудитории.

– Какие еще задачи перед вами как директором musicAeterna сегодня стоят?

– Прежде всего – выстроить коммуникацию между жителями и коллективом musicAeterna в стенах Дома радио. Не все знают, что musicAeterna – это не только музыкальный коллектив, не все еще представляют, как сегодня работает Дом радио, как развивается это невероятно значимое для города историческое место.

Помимо музыкальных у нас есть целая серия различных мероприятий, в том числе, например, культурно-образовательный проект, посвященный византийской культуре, Лаборатория современного зрителя, которая объединяет различные просветительские форматы: лекции, творческие встречи, мастер-классы, открытые репетиции. Кроме того, мы проводим показы экспериментального кино. На все эти мероприятия можно попасть абсолютно бесплатно, предварительно зарегистрировавшись на сайте musicaeterna.org. К сожалению, количество мест лимитировано нашими возможностями и действующими ограничениями.

– Можете привести пример крупного проекта, над которым сейчас работаете?

– Сейчас мы ведем много переговоров. То время, которое я работаю в качестве директора музыкального коллектива, выпало на пандемию коронавируса, поэтому часть проектов, которые мы придумали, пока остается на бумаге или действует онлайн на наших ресурсах. Сейчас мы во многом зависим от того, как будет складываться ситуация с пандемией в Европе, от этого зависит гастрольный график musicAeterna, а соответственно, и наши планы здесь, в Петербурге. Поэтому у нас есть несколько планов действий, в зависимости от ситуации придерживаемся того или иного варианта.

Если говорить на перспективу, то мы думаем над созданием своей балетной кампании. Продолжаем развивать программу резиденций в Доме радио. Сейчас у нас завершается резиденция композитора Алексея Ретинского, а в ближайшее время начнется резиденция композитора Андреаса Мустукиса. Надеемся, что в сентябре сможем привезти в Петербург Клаудию Кастеллуччи, которая проведет здесь резиденцию для студентов по танцевальному и театральному искусству.

– Поясните, что такое резиденция в вашем понимании, что она собой представляет?

– Мы приглашаем композитора или режиссера в Петербург на полгода. Он здесь живет и занимается творчеством: пишет музыку, если мы говорим о композиторе, делает постановки – словом, создает что-то новое. Он бывает в Доме радио и обменивается творческими импульсами с музыкантами musicAeterna. В итоге, с одной стороны, резидент реализует свои творческие задачи: создает произведение, преподает, показывает его зрителю. С другой стороны, мы получаем результат его творчества, например, написанное музыкальное произведение, которое в дальнейшем исполняем.

– Частью арт-кластера в будущем может стать радиостанция, верно?

– Дом радио – это место, откуда, не прерывая вещание, работало Ленинградское радио даже в самое тяжелое блокадное время, и многие ассоциируют историческое здание именно с этим направлением. Мы бы тоже хотели создать свою радиостанцию как некую платформу, объединяющую аудиторию и сообщество musicAeterna по всему миру. Сейчас обсуждаем с партнерами концепцию радиостанции musicAeterna и выходим в ClubHouse.

– Как вы в целом видите дальнейшее развитие Дома радио?

– Во-первых, Дом радио должен стать центром, подобным Институту исследования и координации акустики и музыки (IRCAM) в Париже, ядром которого должна стать студия звукозаписи «Победа». Это место, где в 1942 году была записана Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Конечно, для нас это важнейшее историческое событие, которое мы чтим. Во-вторых, наша задача – привлекать новых людей из мира музыки. В полной мере мы сможем реализовать все эти замыслы, когда будут сняты ограничения, связанные с пандемией.

В целом возможность познакомиться и поработать с новыми талантливыми людьми появляется благодаря уникальному таланту и неимоверной активности Теодора Курентзиса, который этих людей удивительным образом находит, объединяет и приводит в Дом радио. Я со своей стороны пытаюсь привнести в нашу работу темы из визуальных искусств, которые мне пока ближе и понятнее. Удивительным образом все это собирается, соединяется и переплетается.

– Есть ли планы преобразить внутренние интерьеры исторического здания?

– Здание, как известно, имеет историческую ценность. Поэтому здесь не ведется никаких работ без согласования с КГИОП. Реставрация фасадов и замена окон была произведена ТРК «Петербург», за что мы им благодарны. Мы находимся в постоянном диалоге, понимая, какие работы по реставрации внутренних интерьеров они могут взять на себя, какие – мы. В любом случае, у нас нет сейчас задачи провести в здании капитальный ремонт. Для нас важны историко-культурный пласт здания, его акустика. Наша задача – адаптировать пространство под наши нужды идеального звука, сделать его живым, каким оно всегда и было. Мы хотели бы привлечь заинтересованных спонсоров к воссозданию студии «Победа».

– Если говорить про вашу сегодняшнюю работу в Государственном Эрмитаже – над чем трудитесь сейчас?

– Научные отделы Государственного Эрмитажа сегодня в основном работают в дистанционном режиме. Сотрудники отдела современного искусства пишут научные труды и диссертации. В Главном штабе Эрмитажа завершилась выставка Сесила Битона, которая имела большой успех. Ее автор – куратор Дарья Панайотти. Теперь выставка отправится в Лондон, а затем, возможно, в Венецию. Еще один проект готовит куратор Ольга Кожура. Это выставка Альберто Бурри – важнейшего итальянского художника XX века. Он известен своими необычными перформансами: сжиганием целлофана, работой с обугленным деревом, ржавым железом. Он по праву считается главным художником Италии XX века. Сейчас идет работа с Фондом Бурри в Италии. Выставка заработает летом.

– Вы говорили, что рассматриваете возможность сделать совместные проекты Государственного Эрмитажа и Дома радио. Есть ли уже какие-то планы?

– Мы думаем над этим. Здесь нет задачи в обязательном порядке связать работу Государственного Эрмитажа и Дома радио. Но есть некая взаимная симпатия, планы рождаются на ходу. Из ближайшего – маппинг-проекция на фасаде Дома радио с музыкой musicAeterna.

– Помимо работы с коллективом Теодора Курентзиса и деятельности в Государственном Эрмитаже вы курируете проект Art&Science в Университете ИТМО. Расскажите поподробнее об этой работе.

– Art&Science – это молодой, развивающийся проект, соединяющий художников и ученых. Университет ИТМО стал первым вузом, который запустил его в качестве магистерской программы. Сейчас такое время, что одно сочетается с другим, например – музыка с визуальным искусством. Слово «коллаборация» сейчас крайне модное. Философия Art&Science заключается в соединении техники и науки, с одной стороны, и творческого подхода – с другой.

Этот проект изначально казался весьма утопическим. С одной стороны – художники, которые хотели преобразовать лаборатории Университета ИТМО, где точная механика и оптика, роботы, лазеры, волокна, soft. С другой – ученые, думающие и выражающиеся художественными образами. Идея была в том, что художники заходят в лаборатории и «осмысляют» их по-своему, вносят творческую составляющую. Мы запустили экспериментальное пространство AIR (Art.ITMO.Residency) на Биржевой линии, 16, – галерея и мастерская, где проводятся выставки и лекции. Сегодня Дом радио начинает работать вместе с Университетом ИТМО по вопросу всестороннего изучения такого явления, как звук.

Таким образом, на карте Петербурга образовался такой «мистический треугольник», который соединяет три точки: Дом радио, Государственный Эрмитаж и Art.ITMO.Residency и ведет всех нас в светлое будущее.

Справка:

musicAeterna – музыкальный коллектив, созданный дирижером Теодором Курентзисом в 2004 году в Новосибирске. Генеральный партнер коллектива – банк ВТБ.