В больнице святого Георгия вылечили трех коронавирусных пациентов старше ста лет
В марте 2020 года один из самых мощных стационаров на севере Петербурга полностью перешел в коронавирусный режим. За этот год в его стенах пролечили более 16 тысяч пациентов с COVID-19 и другими тяжелейшими заболеваниями. Три человека старше 100 лет успешно вылечились от новой коронавирусной инфекции, спасены несколько пациентов со стопроцентным поражением легких. Но пандемия обозначила и стратегические перспективы: необходимость иметь в мегаполисе больницы, способные трансформироваться под любые экстренные нужды.
Четверть всех самых тяжелых
«Все самые тяжелые и среднетяжелые пациенты с коронавирусной инфекцией попадают в несколько городских стационаров, и крайне тяжелые и тяжелые с сопутствующей патологией оказываются в нашей больнице. По состоянию на 15 марта мы пролечили 25 процентов всех реанимационных больных COVID-19, включая городские и федеральные клиники. То есть четверть всех реанимационных больных побывали в стенах нашей больницы. За этот год мы приобрели колоссальный опыт, и действительно мои коллеги делают чудеса», – рассказывает главный врач больницы Валерий Стрижелецкий.
По его словам, сейчас статистика заболеваемости в целом снижается, но в больнице на Северном проспекте этого пока не ощущают: больные по-прежнему поступают в тяжелом и очень тяжелом состоянии. Если раньше отпускали на амбулаторное лечение на этапе приемного отделения 15 процентов больных, то сегодня отправляют домой всего 3 процента, остальных необходимо госпитализировать. В основном это пациенты по-прежнему старшей возрастной группы и среднего возраста, но есть и молодые. Вирус коварен, он избирает мишенями конкретных пациентов и осуществляет свое пагубное воздействие.
«Любой хороший доктор, любой клиницист видит прогноз течения заболевания. Иногда, честно скажу, руки опускаются, потому что бывают ситуации, когда спасение иначе как чудом нельзя назвать. Существуют методические рекомендации Минздрава, но очевидно, что каждый пациент требует индивидуального подхода. Приобретенные за этот год знания позволяют делать то, что мы не могли делать ранее. Мы научились лечить», – говорит Валерий Стрижелецкий.
Недавнее подтверждение тому – спасение 30-летнего Антона Димова, поступившего в стационар с COVID-19 с массивной ТЭЛА (тромбоэмболией легочной артерии, практически смертельным диагнозом), чье сердце останавливалось 13 раз в первую ночь пребывания в стационаре. Как рассказали в больнице, молодой мужчина попал сразу на реанимационную койку, минуя приемное отделение. У Антона в анамнезе уже были эпизоды ТЭЛА в связи с генетической предрасположенностью к тромбообразованию, коронавирусная инфекция усугубила развитие тяжелейших рецидивов. Врачи за ночь реанимировали его 13 раз – редчайший случай даже для такого стационара, вновь и вновь восстанавливая прекращающуюся сердечную деятельность, не отходили от него ни на минуту, потому что только что запущенное сердце вновь переставало биться. Больному был выполнен спасительный системный тромболизис, и это в конце концов спасло его, пациент (кстати, не помнивший ничего из той страшной ночи в реанимации) выписан домой. Врачи-реаниматологи называют эту победу одной из самых ярких в страшном коронавирусном году.
Такая команда
В больнице святого Георгия, несмотря на ее нынешний инфекционный статус, всегда очень светло и тихо. И даже по-своему красиво, если можно так назвать начинающуюся сразу за дверями центрального входа «красную» зону. Люди в белых СИЗах мелькают как тени, и, наверное, неслучайно многие больные зовут их ангелами.
«У нас действительно хорошая атмосфера. Прежде всего у нас командная работа и очень дружный коллектив. Нет интриг, нет недовольных, если есть вопросы, они незамедлительно решаются. Это зависит от администрации, завотделениями, от старшей сестры. Моя гордость – это наша реанимация – и обычная, и кардиологическая. Перевод больного на ИВЛ – исключительная мера, мы научились оказывать помощь высокопоточным потоком кислорода, стараясь не переводить на жесткую ИВЛ. У нас теперь отличный эпидемиолог, постоянные инструктажи, и сейчас работа поставлена так, как должна быть в условиях инфекционного стационара», – рассказывает Валерий Стрижелецкий.
Сейчас все отлажено с поставками фармакологических средств, СИЗы буквально на выбор. Но с учетом контингента тяжелых пациентов приходится параллельно с коронавирусом спасать от тяжелейших сопутствующих заболеваний, пациенты поступают с опасными кардиологическими, неврологическими, онкологическими диагнозами.
«Мы сейчас боимся не столько COVID-19, сколько тяжести других заболеваний. При нахождении вируса в организме нарушается функционирование дыхательной системы и есть нарушение свертываемости крови, то есть происходит повышенное тромбообразование. Туда вовлекаются все системы – сердечно-сосудистая, легкие. Поэтому успех зависит от своевременного обращения и как можно более раннего начала лечения. А мы, к сожалению, часто получаем уже запущенных больных. Позднее обращение и ухудшение основных значимых заболеваний значительно усложняет лечение», – убеждены врачи.
Полгода назад главный врач Валерий Стрижелецкий рассказывал, что самым тяжелым моментом лично для него был день 16 марта 2020 года, когда надо было объявить коллективу, что они все – от главврача до санитарки, до инженерных служб, переходят в «красную» зону. А каким самым запоминающимся моментом стало второе полугодие?
«То, что раньше казалось неожиданным и сложным, сейчас стало рутинной работой. Сейчас практически каждый день у нас есть победы, работа в «красной» зоне стала систематической рутиной, мы действительно справляемся. Но хочется уже вернуться к обычной жизни. Сейчас нарушены все механизмы взаимодействия амбулаторной и стационарной служб, необходимо возобновлять полноценное лечение пациентов с хроническими заболеваниями, планово оперировать больных с сердечно-сосудистыми проблемами, восстанавливать людей после инсультов», – говорит Валерий Стрижелецкий.
Новый корпус
За окнами больницы буквально на глазах растет стройка – это новый 6-этажный корпус стационара, воплощение мечты главврача и его коллег. В нем будет 305 обычных коек, а в случае перепрофилирования под инфекции – 401 инфекционная и реанимационная койки. Таким образом, за эпоху коронавируса еще один петербургский стационар обретет новый корпус-трансформер.
«Мы очень хотели этот корпус. Я как руководитель предполагал, что с приходом какой-либо эпидемии наш стационар будет полностью перепрофилирован, так было еще до COVID-19, при эпидемиях гриппа, например. И когда появился такой корпус-трансформер в Госпитале для ветеранов войн, я делал все возможное, чтобы убедить, что это и нам надо. И очень рад, что и правительство Петербурга, и Комитет по здравоохранению приняли исключительно правильное решение», – не скрывает радости главный врач.
По его словам, это будут совершенно другие условия, и в первую очередь в плане обеспечения безопасности для сотрудников и пациентов.
«Мы же изначально абсолютно не приспособленная для лечения инфекций больница. А с вводом нового корпуса будет четкое соблюдение всех санитарно-эпидемиологических мер: отдельные смотровые, санпропускники, продумана вся логистика, обработка отходов, там появится великолепная реанимация на 18 коек, целый реанимационный комплекс. Три операционных зала, лаборатория. Мы наконец-то сможем делать анализы, не отправляя материал в другие клиники. В первые месяцы пандемии мы ждали результатов анализов по две недели, вся диагностика проходила на пальцах, основывались только на клиническом опыте и интуиции. Сегодня анализ делается сутки, но опять-таки это не наша лаборатория. В случае инфекционных катастроф в этом корпусе помощь будет оказываться на самом современном уровне», – говорит Валерий Стрижелецкий.
Всегда будет возможность перевести пациента на профильную койку, организовать консилиум. COVID-19, по словам врача, – это не самое страшное, есть и не менее опасные заболевания: сердечно-сосудистые, гематологические, онкологические. Но теперь у больницы появится много возможностей для развития стационара в целом. Больному можно будет оказывать помощь полного цикла – от диагностики, лечения, от сложнейших эндоскопических манипуляций, до реабилитации этих же больных.
«Я буду крайне заинтересован и в том, чтобы оказывать помощь по всем направлениям: кардиологии, хирургии, неврологии. Когда ковид закончится, наш основной стационар перейдет в обычный режим, а мы будем решать очень важные задачи для города. Мы будем отвечать самым современным требованиям к лечению больных, например, с инсультами – так, как положено, чтобы был полный курс лечения и реабилитации».
Ввести в строй новый корпус предполагается в декабре 2021 года. Руководители больницы лично контролируют ход строительства, каждый день ходят на стройку и буквально любуются ею из окон. Уже ведутся переговоры о новых сотрудниках, об оборудовании.
«Мы уже как ребенок, который зарожден, живем этим, стараемся участвовать, видим рождение своего чуда, понимаем, что мы хотим. Я больше чем уверен, что это очень эффективное использование средств, и это реально даст о себе знать тысячами спасенных жизней», – убежден Валерий Стрижелецкий.