Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Любовь, закат и шаверма: какой памятник еде нужен Петербургу

Вокруг недавно установленной скульптуры уже разгорается скандал
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В Приморском районе Петербурга на стене здания на Школьной улице, 106, на прошлой неделе появился необычный памятник шаверме. Он представляет собой руку, которая держит в руке сверток с одним из любимых блюд петербуржцев. Правда, понравилась скульптурная композиция не всем. В администрации Приморского района предположили, что это «акт вандализма» и реклама со стороны кафе, которое располагается неподалеку. Известный автор-исполнитель Александр Розенбаум заявил, что у него «шедевр» вызывает ассоциацию с рукой с факелом из зала воинской славы на Мамаевом Кургане и собирается всеми силами противодействовать таким памятникам.

«ПД» поинтересовался у экспертов – есть ли место памятнику шаверме в Петербурге?

НЕ ТОЛЬКО ШАВЕРМЕ, НО И КОРЮШКЕ

Депутат Государственной думы Виталий Милонов сказал в беседе с «ПД», что отношение к памятникам у россиян давно изменилось: теперь это не «эпохальное событие», а еще один художественный элемент.
«Приморский район не граничит с Невским проспектом и находится сравнительно далеко от центра. Окраины нечасто радуют петербуржцев интересными архитектурными и художественными решениями. Что касается самого памятника: я его видел, сам по себе он мне не нравится. Потому что это банально. Могли бы посоветоваться и привлечь хороших и молодых специалистов, которые бы предложили интересную идею. А так получился просто памятник блюду.

Раньше у горожан было сакральное отношение к памятникам, теперь же они перестали быть просто произведениями искусства. Это перестало быть эпохальным событием. Однако по большому счету к памятникам стоит относиться, как к грибочкам и скамеечкам. Если на каком-то доме в Приморском районе появляется пусть и не суперпамятник шаверме, хуже от этого не будет точно, поверьте. Плохо, это когда вместо памятника появляется кальянная. А памятник шаверме пусть висит. Может, кто-то сделает лучше, будет два памятника», – высказал свое мнение Виталий Милонов.

Мы попросили Виталия Милонова поделиться своими идеями для памятника шаверме.

«Все зависит от локации. Я бы сделал памятник не шаверме, а мастеру шавермы, потому что это тяжелый труд. Или памятник шаверме, которую ест влюбленная пара: ребята сидят, едят ее и смотрят в закат. Надо добавить что-то интересное. Памятник корюшке тоже смотрелся бы интересно: я бы, например, сделал памятник продавцу корюшки. Этакая колоритная женщина, которая ее продает, а рядом ящики с рыбой. Также можно сделать памятник петербургскому рыбаку с удочкой, который ловит рыбку в Неве», – пофантазировал депутат.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

НЕ НАША ТРАДИЦИЯ

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил «Петербургскому дневнику», что установка памятника шаверме не имеет отношения к отечественной культурной традиции.

«Устанавливать памятник какому-то блюду – не в нашей традиции, – рассказал «ПД» Геннадий Онищенко. –  Это мы за рубежом наблюдаем всякого рода широкую трактовку таких вещей, но у нас такого нет.
Если памятник стоит не перед центральным входом правительственного здания, пусть себе и стоит. Что касается рекламы или пропаганды: вы меня извините, но кроме жителей района, вряд ли кто-то будет на этот памятник смотреть. Другое дело, что установка памятника, тем более в крупных городах, я уже не говорю про культурную столицу, имеет свою процедуру. И эта процедура содержит культурно-историческую составляющую. Я думаю, специалисты в области установки памятников в Петербурге самые лучшие, наверное, даже Москва им в каком-то смысле проигрывает. Если они дали на это свое добро с учетом всех правил, то, наверное, будем с уважением относиться к их мнению. Другое дело, как это связано с нашей культурой? Тут стоит поразмыслить…»

КОМПЕТЕНТНО

Урбанист Михаил Климовский считает, что памятники обязательно должны быть связаны с городскими локациями.

«Мне кажется, для таких памятников можно найти интересное решение. Важен контекст места. По всему миру встречаются памятники разным технологиям, изобретениям, еде – например, памятник пицце. Конечно, такие композиции должны находиться рядом с легендарными местами. Так, памятник пышке мог бы смотреться рядом с пышечной на Большой Конюшенной или памятник пирожку – близ пирожковой на Московском проспекте. Это может быть даже не памятник, а какая-то выносная конструкция наподобие кронштейна», – уверен эксперт.

Закрыть