Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Лингвист оценил выступление профессора, заявившего, что Холокоста не было

Сейчас на него заведено уголовное дело

В Центре коммуникативных компетенций СПбГУ дали лингвистическую оценку выступления профессора Владимира Матвеева, отрицавшего Холокост.

«Автор непоследовательно трактует понятие «холокост». С одной стороны, он говорит, что это положительный термин с точки зрения Торы. С другой, что холокост и геноцид – разные понятия. Но в современном употреблении «холокост» и «геноцид» означают одно и то же. Только геноцид – это уничтожение любого народа, а холокост – еврейского», – прокомментировал выступление Владимира Матвеева перед областными учителями российский лингвист, директор Центра коммуникативных компетенций СПбГУ Сергей Кузнецов.

На петербургского профессора, отрицавшего Холокост, завели уголовное дело. Прокуратура Ленинградской области обнаружила в его тексте реабилитацию нацизма. «В ходе выступления один из лекторов в утвердительной форме сообщил слушателям вебинара, что массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны не было, назвал Холокост «мифом» и «выдумкой», – прокомментировала пресс-служба областной прокуратуры. – Таким образом, гражданин публично совершил действия по реабилитации нацизма, а именно отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси».

Выступление Матвеева перед областными учителями случилось еще 21 января. Уголовное дело на него завели 25 марта. И это только начало. По мнению юристов, экспертиза по делу Матвеева может растянуться на год.
«Что касается исторических фактов – тут должны своё слово сказать историки. С точки зрения лингвистического анализа текста – Матвеев никого не унижает, он очень аккуратно говорит. Можно сказать, тут всё безупречно. Но он хочет сказать, что цифры несколько преувеличены. То есть если убили полмиллиона евреев, по его логике, а не шесть, так уже и слава богу? Наоборот! Он должен был настаивать, что был геноцид: и советских людей, и поляков, и евреев. Уверен, что шесть миллионов – неокончательная цифра. Убитых евреев могло быть и больше», – заключил лингвист.

Историк и публицист Игорь Петров, в свою очередь, заметил, что историческая наука должна бороться с невежественностью. И не важно, о какой теме идёт речь, – о Холокосте, блокаде или иных исторических событиях.
«Даже историки, вроде бы глубоко изучившие ту или иную тему, постоянно узнают по ней что-то новое, а уж простой читатель или слушатель – тем более. Недостаток же знаний в сочетании с излишней политизированностью умножает количество разнообразных отрицателей: люди отрицают Холокост, высадку американцев на Луну, блокаду, кстати, тоже отрицают», – заметил историк.

При этом Игорь Петров, изучивший и другие «научные» труды Матвеева, отметил, что выступление профессора – не случайность.

«В 2015 году Матвеев печатает в журнале «Национальная безопасность и стратегическое планирование» абсолютно шизоидную статью с оправданием Гитлера и рассказами про то, как «мировое еврейство объявило войну [нацистской] Германии» и затем вынашивало в отношении нее «людоедские планы». Но мало того, что статья безумна, она еще на три четверти дословно, вместе с орфографическими ошибками, украдена из блога какого-то подзаборного русского неонациста».

Эксперт заметил также, что ответственность за такие публикации и выступления лежит не только на авторах. И научное сообщество, и федеральные органы должны лучше контролировать всё, что происходит в их ведомстве, чтобы не допустить повторения.