Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Эксперты рассказали, почему конке на Васильевском острове не нужен статус «памятника»

У арт-объекта появился новый владелец
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Петербурженка Екатерина Шабалина планирует благоустроить знаменитую конку с лошадьми, установленную в 2004 году на 6-7-й линии Васильевского острова. По задумке новой хозяйки, объект должен превратиться в павильон по продаже газет и кофе. К слову, петербурженка приобрела не просто конку, а всю компанию ООО «Глиссада», которой ранее принадлежал популярный арт-объект.

Кстати, он настолько популярный и нравится петербуржцам, что последние не выдержали и отмыли «памятник» от граффити еще осенью прошлого года, вместе с активистами Василеостровского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Петербурга.

«Статус подобных объектов очень трудно сформулировать. Конка имеет художественное значение, но это явно не такой памятник, который нужно брать под охрану. Сама по себе конка – замечательный и любимый элемент благоустройств у жителей города, хорошая реплика того исторического вагона трамвая на конной тяге образца 1872-1878 годов. Но вагон-реплика сделан из временных материалов и не очень долговечен.

Он требует для дальнейшей эксплуатации ремонта или реконструкции. В этом плане статус памятника ему только бы помешал. Сейчас главное, что у него появился собственник. Надеемся, что новый владелец будет его использовать бережно и аккуратно. В нем можно организовать все, что угодно: продажу книг, кофе. Главное – не ломать», – сказал заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Сергей Васильев.

Он отметил, что членам организации не удалось в свое время добиться того, чтобы конку взяло на свой баланс какое-либо из городских учреждений. Например, в Государственном музее городской скульптуры пояснили, что конку, сделанную из временных материалов, на музейный учет поставить не могут. «Конка – арт-объект, сделанный из фанеры и металлического каркаса, то есть временных конструкций. Мы ее никогда не рассматривали в качестве музейного объекта», – рассказали в учреждении.

По словам архитектора Владимира Линова, при любом сценарии важно сохранить облик арт-объекта, к которому так привыкли петербуржцы.

«На 6-7-й линии Васильевского острова или в любом другом месте, но конку с лошадьми нужно сохранить в своем первоначальном облике – как пример исторического транспорта, настоящего «технического памятника», – сказал Владимир Линов.

Впрочем, у нового собственника есть все шансы сделать конку павильоном по продаже печатных изданий и кофе, открыть что-либо другое вряд ли выйдет: «В 50-метровой зоне от метро могут быт только нестационарные торговые объекты по продаже периодических изданий, театральных билетов, билетов на транспорт и оказанию информационных услуг», – пояснили в Комитете имущественных отношений Петербурга.

Отметим, что Васильевский остров –  место, где «хранится» история развития в том числе трамвайного движения Петербурга. Как известно, на Среднем проспекте Васильевского острова, 77, находится старейший трамвайный парк, а вместе с ним – Музей городского электрического транспорта. А конка имеет непосредственное отношение к изобретению электрического трамвая, так как эксперименты ставились на вагонах именно на ней, то есть трамвай шел не на конной тяге, а на электрической. Впервые они проводились в Петербурге.

Напомним, что предыдущий собственник использовал конку как кассу по продаже авиационных и железнодорожных билетов, но последнее время арт-объект никем не эксплуатировался.

Справка:

Конку на 6-7-й линии Васильевского острова установили в 2004 году. Это модель-копия вагона трамвая на конной тяге образца 1872-1878 годов. Со временем конку дополнили лошади и извозчик.