Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Алексей Моор: исторические личности появятся в виде проекций в Петербурге

На фасадах петербургских домов могут появиться светопроекции картин Петрова-Водкина и работ Музея cтрит-арта. Об этом в интервью «ПД» рассказал заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре – главный художник города
Алексей Моор: исторические личности появятся в виде проекций в Петербурге Фото: Светлана Холявчук/ «Петербургский дневник»

– В этом году в нескольких районах города на фасадах зданий появятся световые проекции. С чем связано возникновение такого проекта?

– Идея создания световых проекций возникла из-за массового появления в городской среде несанкционированных росписей. Как известно, по закону у нас запрещены росписи на лицевых фасадах зданий. Для этого при определенных условиях можно использовать стены внутридворовых территорий. Правда, не всем художникам такие локации интересны, поскольку в этом случае их творчество менее заметно.

Я считаю росписи произведением монументального искусства и всегда на этом настаиваю.

Дело в том, что художник руководствуется, во-первых, видением – это то, чем он обладает. Иногда видение смутное и формируется оно в процессе работы над картиной. Сейчас я описываю станковиста, который работает в мастерской.

В случае с росписью фасадов зданий возникает дополнительный критерий – окружающая среда, сложившаяся застройка. И если станковая работа – это своего рода «вещь в себе», то воспринимать монументальное произведение как отдельный элемент, безотносительно окружения, невозможно. Произведение, располагающееся в среде, всегда должно создаваться с учетом законов, по которым создана эта среда.

Обобщая, скажу, что сегодня можно размещать произведения монументального искусства, выполненные в любой технике – и росписи, и мозаики, и граффити, – на фасадах домов, которые относятся к новому строительству, в соавторстве с архитектором.

Но если здание уже существует с тем фасадом, который задумал архитектор в прошлом веке, то вносить свои изменения – это как прийти в музей и дорисовать картину мастера. Скажем, полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге»: что-то бурлаков маловато, плохо тянут, давайте допишем толпу позади, а еще лучше – на первом плане…

– А как быть с трансформаторными подстанциями?

– Это тоже одна из проблем. Трансформаторная будка – это техническое сооружение. Можно провести ассоциацию с инженерным оборудованием на фасаде, например водосточной трубой. У нее есть определенная функция. И у трансформаторной подстанции также есть своя функция – она скрывает оборудование. Это как размещать мемориальные доски на водосточных трубах – так же и с трансформаторными подстанциями, которые предлагают разрисовать или превратить в мемориал.

Кроме того, среди вопросов, связанных с нанесением граффити и других росписей на стены, трубы или подстанции, возникает вопрос качества материалов, которые используются для нанесения. Многие хотят расписывать объекты именно в центре, забывая, что новые материалы никак не коррелируются с поверхностью фасадов исторических зданий. Они могут быть безопасны для фасадов домов нового строительства, но на аутентичных поверхностях современные краски создают паронепроницаемую пленку, за которой образуется влага. В нашем климате это приводит к возникновению плесени и разрушению штукатурки, а значит, в итоге к гибели здания, так как после таких «художников» приходят сотрудники из управляющей компании дома, которые закрашивают все нарисованное третьим или пятым слоем краски, не подходящей ни по цвету, ни по составу, и усугубляют ситуацию. И это удивляет: по запросу комитет выдает колерные бланки. Можно в течение 15 дней получить такой бланк, приобрести все необходимое и покрасить фасад в правильный цвет. Почему-то этим мало кто озадачивается…

– В связи со всей этой проблематикой, наверное, и появилась идея делать световые проекции на фасадах?

– В 2019 году к нам обратилась одна из молодежных организаций города с предложением разместить роспись с изображением Федора Достоевского на доме писателя в Кузнечном переулке.

Здание историческое, находится под охраной, и реализовать инициативу оказалось невозможно. Тогда мы предложили разместить на брандмауэре здания светопроекцию с изображением писателя. Правда, организацию эта идея не особенно воодушевила, а нам показалась интересной.

Сегодня создана уже целая концепция, которая изначально включала в себя около 50 адресов, где могли появиться проекции. Однако довольно быстро стало понятно, что техническая реализация достаточно сложна: не везде получается подключить световое оборудование к городским сетям, а наша задача состояла в том, чтобы эти работы не ложились на плечи горожан – в первую очередь финансово. Сейчас мы ограничились 15 адресами, полагая, что список может корректироваться.

Две светопроекции уже появились: Федор Достоевский на брандмауэре своего дома в Кузнечном переулке и Федор Пироцкий на фасаде дома 91 по Московскому проспекту.

В планах – делать светопроекции не только известных личностей, но и зданий, которые по тем или иным причинам были утрачены. Для этого использовать фасады, соседствующие с когда-то существовавшими постройками.

– Где сегодня можно нанести граффити легально?

– Мы инициировали создание специальных конструкций для легальных граффити, чтобы художники могли рисовать без согласований с комитетом. Это хорошая история для молодежи. Те произведения, которые, по мнению коллег по цеху, покажутся достойными, можно будет переводить на стекло и также делать светопроекции.

Есть ряд изображений, которые нам предоставил Институт исследования стрит-арта. Пока трудно сказать, когда получится показать их на фасадах. Многое зависит от решения финансовых и технических вопросов.

Что касается конструкций для граффити, то их появление уже согласовано в двух районах города: Петроградском и Колпинском. В администрации Красногвардейского района готовы выделить участок у молодежного центра «Квадрат».

– В этом году в Петербурге могут появиться сразу пять памятников, среди них – памятник Ушакову. На каком этапе эта работа? Можем ли мы говорить о конкретной дате его установки?

– Памятник адмиралу Федору Ушакову должен появиться на площади Труда. Мне кажется, что эта локация выбрана удачно, так как сегодня площадь не имеет лица, а монумент мог бы придать ей законченный вид и стать новой доминантой. Для установки памятника предлагали разные варианты, но мне кажется, что искать для него особое место, непосредственно связанное с персоной адмирала, в Петербурге не нужно. Личность Ушакова настолько значима, что можно ставить памятник практически в любом месте города, как Александру Пушкину. О точной дате появления монумента могут сказать только в Морском совете при правительстве Петербурга, поскольку он является инициатором установки памятника.

– Еще в городе должен появиться памятник Александру Блоку. Будет ли проводиться какой-либо конкурс на эскизный проект памятника?

– Законодательное собрание Петербурга уже одобрило территорию под размещение памятника на улице Декабристов. Александр Блок включен в перечень выдающихся личностей, жизнь и деятельность которых связана с Санкт-Петербургом (Ленинградом) и память о которых не увековечена в городе посредством установки произведений монументального искусства. Это дает возможность установить памятник за бюджетные деньги. Мы ждем сформированный пакет документов вместе с инициативой об установке памятника от администрации района. Более того, уже есть эскизные проекты, которые создал скульптор Евгений Ротанов, посвятивший работе над образом поэта более 20 лет.

– В следующем году планируется установить памятник композитору Петру Чайковскому. По итогам конкурса на эскизный проект выбрали двух победителей. Какой конкретно Чайковский, на ваш взгляд, должен украсить город?

– Выбор в первую очередь за художественным руководителем и директором Мариинского театра Валерием Гергиевым. Памятник установят у Концертного зала Мариинского театра – эта территория находится в бессрочном пользовании театра. Власти города часть своей работы уже выполнили – провели конкурс. Выбраны два памятника, при этом они оба могут украсить Петербург. Почему нет? Работы очень разноплановые: одна более консервативная, другая – современная. В конце концов, у нас установлено 17 памятников Петру I, а сейчас идет работа над созданием уже 18-го.

– Евгений Ротанов – автор неофициального памятника Иосифу Бродскому в створе улицы Одоевского. Власти города планируют увековечить память нобелевского лауреата?

– Комитет готов рассмотреть любые инициативы, но мы не можем быть их авторами. Для понимания: мы не формируем перечень выдающихся личностей, которым стоит установить памятники в городе, а создаем механизм, благодаря которому они в итоге могут появиться. Сейчас этот перечень обновляется, в нем фигурируют 24 фамилии. Как правило, его составляют на основании предложений горожан, которые пишут в районные администрации и Комитет по культуре. Раз в три года мы собираем эту информацию, затем передаем профильным органам власти и в Общественную палату города. Затем перечень уже утверждается вице-губернаторами и подписывается губернатором города.

В прошлый перечень вошли 17 фамилий. Если говорить о новых именах, то это писатель Иван Бунин, советский и российский лингвист, один из ведущих специалистов по палеоазиатским и уральским языкам Александр Володин, поэт Николай Гумилев. Но говорить, что они уже включены в список выдающихся личностей, которым установят памятник, неправильно. Сначала документ должен подписать глава города.

– И уже началась подготовка к празднованию 350-летия со дня рождения основателя города…

– Инициатором создания и установки нового памятника Петру I у «Лахта центра» стал Фонд поддержки социальных инициатив «Газпрома». Он представляет собой свободную реплику на тему памятника скульптора Леопольда Бернштама, который установили к 200-летию битвы под Полтавой у Адмиралтейства на одноименной набережной в 1909 году. Позже его назвали антихудожественным и переплавили.

Сегодня воссоздать монумент на его историческом месте невозможно – там стоит памятник «Царь-плотник». Поэтому инициатор решил установить его у «Лахта центра». Памятный знак называется «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты», поэтому в целом выбранное место вполне символично.

Среди членов Градостроительного совета Санкт-Петербурга было много споров о внешнем облике памятника… В любом случае, мне кажется, память о скульпторе Леопольде Бернштаме не должна ограничиваться статьей в «Википедии». Памятник утрачен, но почему бы сегодня не появиться произведению по мотивам его творчества.

– Есть ли у Комитета идеи по случаю празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского?

– Как вариант – рассматриваем возможность сделать проекцию с изображением полководца на брандмауэре одного из зданий в районе Невского проспекта, ближе к площади Александра Невского и Неве. Но это пока очень абстрактная идея.

Закрыть