Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Герой России рассказал о работе сверхглубоководных аппаратов

В этом году подводный флот России отметил свое 115-летие. Герой России, подводник, офицер-испытатель Владимир Терехов рассказал о работе над субмаринами, способными погружаться на сверхбольшие глубины
Фото: Андрей Сергеев / «Петербургский дневник»

В 1969 году Владимир Терехов окончил штурманский факультет Каспийского высшего военно-морского училища. Службу начал на Северном флоте, где четыре года служил штурманом на дизельной подлодке С-11. Позже перешел на атомные подводные ракетоносцы стратегического назначения.

С августа 1978 года Терехов продолжил службу в специальной воинской части Министерства обороны. Участник многих дальних походов и боевых служб. Участник испытаний новейших глубоководных аппаратов. Занимался подготовкой экипажей этих кораблей. Звезду Героя получил в августе 1993 года.

Побив все рекорды

Владимир Терехов рассказал, что в 1978 году заканчивал командирские классы, уже было понимание, какую АПЛ вверят в его командование. Но неожиданно ему предложили вместо огромных ракетных крейсеров заняться маленькими глубоководными аппаратами.

«Так я оказался командиром экипажа первой глубоководной подлодки специального назначения. Эти корабли строили в Ленинграде на Адмиралтейских верфях. Пришлось изучать новое оборудование, как и все еще не обкатанное, поломок было немало. Испытания шли почти пять лет. В результате побили все рекорды глубины погружения, доказали, что заложенные конструкторами характеристики соответствуют действительности», – говорит офицер-испытатель.

Он добавил, что новейшие лодки разительно отличались от массивных ракетоносцев буквально, кроме возможностей погрузиться на немыслимые глубины, где любую обычную лодку разорвало бы давлением. Удивительно, но, в отличие от «страга», где экипаж состоял из 120 человек, глубоководная лодка управлялась всего шестью офицерами-подводниками. При этом корабль имел атомную силовую установку.

Покоритель глубин

Ранее абсолютный рекорд погружения среди подводных лодок принадлежал советской многоцелевой торпедной АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» – 1027 метров. Это в два раза больше по сравнению с максимальной глубиной погружения серийных субмарин, как отечественных, так и зарубежных. К-278 ко всему прочему несла на борту оружие, за счет глубины оставаясь совершенно неуязвимой ко всем видам противолодочного вооружения.

«Наша глубоководная лодка погружалась в разы больше, чем К-278. Но у нас и задачи немного другие были…» – говорит Терехов.

Создание глубоководных аппаратов потребовало разработать и освоить новое оборудование, которое составляло около 80% от всей имеющейся на борту аппаратуры.

Подводник рассказал, что его глубоководная субмарина успешно выполнила боевую службу. Успешное завершение испытаний опытного образца позволило внести серьезные конструктивные изменения в проект последующих корпусов. В короткие сроки сделать их более надежными. Как результат, глубоководные лодки специального назначения успешно работают по прямому назначению по сей день.

В 1989 году лодка специального назначения Терехова получила задание – обследовать трагически погибшую лодку «Комсомолец». В ходе работ была найдена и обследована всплывающая камера, лежащая на дне в 800 метрах от корпуса К-278. В дальнейшем всплывающая рубка была поднята, а К-278 продолжает лежать на грунте Норвежского моря.

Титан

«Начиная с 60-х годов прошлого века американцы развернули мощные системы дальнего гидронаблюдения. Тогда встал вопрос, что делать? Строя большое количество лодок, мы оказывались под контролем, их отслеживали. Тогда было принято решение создать корабли, особые подлодки, которые могут глушить американские системы и выводить их из строя», – продолжает офицер.

Отметим, что одна из самых секретных американских субмарин – стальная NR-1 – могла погружаться на глубину около километра. В 2015 году она стала экспонатом в музее подводных лодок ВМС США в Гротоне.

Как гибла лучшая подлодка Советского Союза

Накануне в Петербурге прошли траурные мероприятия в память о моряках, погибших на борту атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Субмарина затонула...

«Существуют ГОСТы по созданию подлодок. В них четко оговорено, сколько должно быть люков, характеристики металла, запасы плавучести и т. д. Если бы конструкторы глубоководных лодок классифицировали их как подлодку, требовалось бы соблюсти классические требования. Тогда создание этих кораблей было бы невозможно. Так появилось название «глубоководная станция», хотя по сути это подлодка», – говорит Терехов.

По его словам, корабль получился, пусть и немного больше по габаритам, чем американский NR-1. Кораблик получился около 500 тонн, против 350 у NR-1. Однако отечественная глубоководная станция значительно превосходила американца по своим характеристикам. Отдельную роль в этом сыграло применение титана. Если делать корпус из стали для погружения на сверхбольшие глубины, стали требовалось столько, что в корпусе не поместилось бы никакое оборудование. Титан легче и прочнее.

«Среднее время службы стального корпуса – 25 лет. Затем лодка списывается. Титан – 75 лет и более. В сущности титан вечный. Не так давно приезжал в Северодвинск, посмотрел на свой первый корпус. Стоит у стенки, сверкает серебром как новенький. А ему уже 40 лет!» – продолжает подводник. 

При этом титан не главное преимущество этой подлодки. Одни из важнейших характеристик субмарины – радиус действия и автономность. Для небольших субмарин достичь больших значений этих величин невозможно. Так, NR-1 буксировалась в район выполнения задач в надводном положении. В хорошую погоду буксир пополнял запасы NR-1, обеспечивал связь и безопасность в случае возникновения аварии. У американской субмарины отсутствовала скрытность, оперативность и т. д.

Как рассказал Терехов, изначально отечественные конструкторы решили использовать крейсерскую атомную подлодку, не имеющую ограничений по дальности плавания. Для этого было необходимо предусмотреть возможность стыковки глубоководной станции с лодкой-носителем. Так, АПЛ первого поколения – К-86 – оборудовали механизмами, позволяющими обеспечить стыковку и транспортировку глубоководной станции. Это было успешно реализовано. Таким образом решался вопрос скрытности, автономности и оперативности действий. Стыковка для транспортирования глубоководной станции стала новым тактическим преимуществом для глубоководных технических средств нашего ВМФ. 

Секретная подлодка

Владимир Терехов рассказал, что формировал первый экипаж для таинственного глубоководного корабля (глубоководной атомной станции) АС-31 «Лошарик». Засекреченная глубоководная субмарина благополучно выполняла задачи до июля 2019 года, когда в результате страшного пожара на борту «Лошарика» погибло 14 офицеров (к этому моменту уже сменился не один экипаж корабля).

Российские военные научно-исследовательские глубоководные аппараты традиционно находятся в ведении Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) – одного из самых засекреченных в структуре Минобороны России. Официальных данных о задачах, которые выполняют подобные корабли, нет. Считается, что они созданы для картографирования морского дна, спасения экипажей затонувших подлодок.

«Встречаясь с молодежью, я часто слышу сомнительные слова о том, что в советские времена ничего хорошего не было. Мне вспоминается 1985 год. Мы возвращались в базу, легли в дрейф, ожидая выхода «единицы», то есть другой подлодки, отправляющейся на боевую службу, – говорит Владимир Терехов. – Проходя мимо моего корабля, огромная «Акула» приспустила флаг – таков ритуал вежливости согласно корабельному уставу. Приспустить свой флаг не могу, не предусмотрено конструкцией флагштока, поэтому отдал честь и помахал в благодарность рукой. И только позже, оценивая эту ситуацию, я могу сказать уверенно, это была встреча двух уникальных кораблей – самого большого и маленького, встреча двух самых передовых подлодок в мире на тот момент. Подлодок, созданных руками и умами судостроителей нашей страны. Все оборудование – от корпуса до последнего болта – было создано на наших предприятиях, ничего импортного. Молодежь должна знать об этом и гордиться достижениями российских судостроителей».