Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Врач-психиатр рассказал, как оказывать помощь человеку с эпилептическим припадком

Сегодня – День борьбы с эпилепсией

Судорожные припадки у больных эпилепсией встречаются достаточно часто в общественных местах. Однако большинство не знает, как помочь человеку, и зачастую самодеятельность наносит только вред.

«Эпилептическому припадку часто предшествует состояние, которое специалисты называют аурой: для больного меняется окружающая обстановка, резко изменяются запахи, и зачастую они видят огонь, пожар, пламя – или кровь. То есть картинка перед глазами окрашивается в красные тона, – рассказывает врач-психиатр скорой помощи Олег Аронович. – Эти ощущения длятся от нескольких секунд до нескольких минут, и человек начинает себя вести в зависимости от того, что он ощущает».
Сосед, например, в метро вдруг начинает странно размахивать руками, втягивает воздух, во что-то всматривается, отмахивается руками. Это происходит внезапно и неожиданно для окружающих.

«Через несколько минут неадекватного поведения человек падает, и начинается судорожный припадок. У него сжимаются челюсти, зубы плотно смыкаются, мышцы начинают сокращаться, и для окружающих это воспринимается как судороги. Больной часто издает странный звук, связанный со спазмом дыхательных путей, часто со стороны это воспринимается как крик. Человек бьется в припадке – это первый этап большого судорожного припадка», – рассказывает психиатр.
Так может продолжаться около минуты, максимум до 3-4 минут. У человека в этот момент полностью потеряно сознание.

«Принято считать, что нужно ввести в рот пострадавшему металлический предмет (ложку, авторучку, или что-то другое), чтобы при сжатии он не откусил себе язык, что действительно бывало. Этого ни в коем случае не надо делать. Потому что если спазм челюстей уже произошел, насильным разжатием можно сломать зубы и челюсти, – говорит доктор. – Что сделать: не трогать больного, не удерживать на полу, максимально освободить вокруг него пространство для притока свежего воздуха и ждать, когда большой судорожный припадок сам по себе закончится. Можно положить под голову что-то мягкое – одежду, сумку, чтобы человек себя не поранил».

После первой фазы клонического припадка судороги заканчиваются, больной выглядит заснувшим. Это наступает период так называемого охранительного торможения – момент отдыха мозга и всего тела, которые только что испытали экстремальные нагрузки. Будить человека в этот момент не надо, пробуждение желательно естественно. Такое состояние может продолжаться от 5 до 30 минут. В этот момент окружающие должны вызвать скорую помощь.

«После периода сна больной начинает осознавать окружающее, но еще не адекватен, ясное сознание не восстановилось, хотя он может пытаться куда-то идти, но его действия, как правило, бессознательны. Поэтому надо попытаться поддержать или проводить больного. Не исключена возможность второго припадка», – говорит Олег Аронович.

Такие больные поступают в приемные покои соматических (не психиатрических) больниц, где несколько часов врачи наблюдают динамику припадка. Кроме большого судорожного припадка могут быть малые. Они протекают с кратковременным отключением от окружающего, но проходят без судорог. Больной отключается от реальности на короткое время, может куда-то идти или делать бессмысленные движения. Затем он также самостоятельно приходит в себя.

Врач психиатрической скорой помощи уточняет, что инструкции категорически запрещают ставить таким пациентам диагноз «эпилептический припадок». Диагноз «эпилепсия», согласно Международной классификации болезней, относится к органическим повреждениям головного мозга с судорожным синдромом, ставится только специалистами после тщательного анализа состояния и энцефалограмм, подтверждающих наличие очага повышенной судорожной готовности в головном мозге. Такая специфика диагностики объясняется тем, что подобные реакции могут быть при остром нарушении мозгового кровообращения, после недавно перенесенной травмы мозга, при состоянии острой гипогликемии у людей, страдающих сахарным диабетом, и некоторых других заболеваниях.

«Больные эпилепсией, состоящие на учете и страдающие судорожными припадками, как правило, привыкли к этим состояниям, быстро приходят в себя и в посторонней помощи не нуждаются. В Петербурге много лет работает антиэпилептический центр, и сейчас эпилепсия достаточно успешно излечивается, особенно на ранних стадиях, а также отлично поддерживается специальной лекарственной терапией. По моим наблюдениям, судорожных припадков в общественных местах стало меньше из-за эффективной работы центра и наличия специальной терапии», – уточняет врач-психиатр.

Напомним, сегодня отмечается так называемый Фиолетовый день, или Европейский день эпилепсии.