Детскому омбудсмену в Петербурге переписали закон
Комитет по законодательству ЗакСа на заседании в пятницу, 26 марта, поддержал новый закон об уполномоченном по правам ребенка в Петербурге. Работа над ним, как пояснил один из соавторов инициативы, велась совместно с детским омбудсменом Анной Митяниной.
«Были большие споры, в том числе и концептуальные: вносить ли изменения в действующий либо писать новый. В итоге пришли к выводу, что удобнее пользоваться законом, который не пестрит кучей вставок и изменений. Опыт с документом, который мы приняли по уполномоченному по правам человеком, доказал такой взгляд», – рассказал депутат Денис Четырбок.
С тем, что Петербургу нужен новый закон об уполномоченном, а не очередные обновления действующему, согласилась и Анна Митянина. Качество нынешнего она оценила как «достаточно приличное», но эффективнее работать будет по-новому.
«Мы переосмысливаем правовое регулирование важнейших правовых институтов и инструментов. Можно, конечно, жить по законодательству, изданному и десять, и двадцать лет назад, но времена не стоят на месте, мы видим, что происходит. Откуда я могла представить, что в период пандемии возникнет, например, необходимость помогать иностранным детям, которые застряли на территории Петербурга. Жизнь преподносит такие сюжеты, за которыми, увы, законодательство не поспевает», –констатировала она.
Кроме полномочия помогать детям с иностранным гражданством, в новом законе меняется структура. Все полномочия уполномоченного собираются в одной статье. Также в новом законе предусмотрена роль омбудсмена как медиатора-посредника.
«Какая роль уполномоченного, когда люди разводятся и им непонятно, какой будет у каждого порядок общения с ребенком? Меня спрашивают: «А при чем всем вы?» Я говорю, что я бы с удовольствием в этом не участвовала, но суды за эти десять лет всерьез рассматривают эту досудебную процедуру как обязательную», – привела пример, когда теория не поспевала за практикой, Митянина.
Из изъянов старого закона в новый попадет географическое ограничение полномочий омбудсмена только территорией Санкт-Петербурга. Такая позиция была у прокуратуры еще во времена работы детским омбудсменом Светланы Агапитовой.
«Пока я неудобств никаких не ощущала, – отметила Митянина. – Возможно работать через МИД либо аппарат омбудсмена Анны Кузнецовой. Механизм есть работы с детьми, которые находятся на территории других государств».
Депутаты договорились узнать все-таки у прокуратуры, нельзя ли расширить и в законе географию, где можно помогать петербургским детям. Сам закон Комитет по законодательству ЗакСа рекомендовал принять в первом чтении. В повестку следующего пленарного заседания на среду его включать, впрочем, не стали. Зато в ней стоит отчет детского омбудсмена Анны Митяниной за 2020 год.