Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

7 фильмов о театре, которые обязательно нужно посмотреть

27 марта отмечается Всемирный день театра. По этому случаю «ПД» собрал знаковые фильмы, посвященные настоящим лицедеям

«Ваня с сорок второй улицы» (1994 г. 16+)

Великий французский режиссер Луи Маль («До свидания, дети!», «Лифт на эшафот») обожал русскую классику, особенно произведения Чехова. Этот фильм – его смелый и мечтательный взгляд на пьесу Антона Павловича «Дядя Ваня». Тут нет костюмов, нет никакой театральной бутафории и отсутствуют декорации, но актерам они и не нужны, они легко работает даже в антураже уже почти разрушенных подмостков. Отдельно хочется отметить Джулианну Мур в образе Елены Андреевны, эта роль ей к лицу.

«Бердмэн» (2014 г. 16+)

Что произойдет, если в классическую репетицию пьесы добавить немного психоделики, снабдить происходящее отличной музыкой, впечатляющей актерской игрой и целыми сценами, отснятыми одним кадром? Ответ на этот вопрос дает кино Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Кино о творческом кризисе, которое в 2015 году получило 4 премии «Оскар».

«Костюмер» (1983 г. 16+)

Лента Питера Йетса из 80-х с обворожительным Альбертом Финни в одной из главных ролей. Стопроцентная драма о передвижном шекспировском театре, ставящем «Короля Лира» во времена Второй мировой войны, ужасы которой разъедают душу великого актера, который играет и на сцене, и в реальной жизни. За все неурядицы он отыгрывается на костюмере-«шуте».

Кстати, в 2015 году лента была переснята, в ней главный роли отыграли Энтони Хопкинс и Иэн МакКеллен.

«На подмостках сцены» (1956 г. 0+)

Бывает, что театральной постановки не хватает экранного размаха. Это четко подметил советский режиссер Константин Юдин еще в 1956 году, экранизировав настоящий хит сцены середины XIX века – это водевиль про театральную труппу и актера-неудачника по фамилии Синичкин, который хочет добиться роли для своей дочери. Украшают эту хорошую киношутку роли Василия Меркурьева, Лилии Юдиной и Юрия Любимова.

«Венера в мехах» (2013 г. 18+)

Наверное, это самый личный фильм теперь опального на Западе режиссера Романа Полански. В 2013 году он смог полностью разрушить грань между театром и кино, остроумно показав, как одно без особых проблем перетекает в другое. Попытка найти актрису для пьесы по роману Леопольда фон Захера-Мазоха, которая превращается в страстное, но абсурдное высказывание о большом искусстве.

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990 г. 16+)

Однажды британский драматург Том Стоппард устал лишь писать сценарии для театра и телевидения и сам превратился в режиссера. В первый и пока последний раз, но у него сразу же получилось снять отличное кино. Фильм Стоппарда – настоящая фантазия, с помощью которой мы больше узнали о вселенной, построенной самим Шекспиром. Помогают режиссеру выворачивать наизнанку классику небезызвестные Гари Олдман и Тим Рот.

«Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008 г. 12+)

Еще одна вариация на тему личностного и творческого кризиса от Чарли Кауфмана, где все сумасшедшие амбиции по-настоящему сильного постановщика отыгрывает Филип Сеймур Хоффман. Перспективный проект превращается в утопию и меняет реальность с вымыслом. Получилось не только оригинально, но и метафорично. Для любителей всего необычного и в кино, и на сцене.