Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Почти Годар: советский «Июльский дождь» возвращается на большие экраны

Фильм 1966 года отреставрировали

25 марта в повторный прокат выходит фильм «Июльский дождь» режиссера Марлена Хуциева. Впервые картину показали еще советские кинотеатры в далеком 1966 году. Тогда фильм ругали за «эстетство» и он не получил должного внимания, а после просто затерялся на фоне золотой советской классики. Сегодня, в 2021 году, картина выглядит почти артхаусной и очень актуальной.

«Мосфильм» занимается реставрацией своих лент более 10 лет, и вторую жизнь получили более 110 картин. Как рассказала начальник участка реставрации киностудии Диана Коломейцева, процесс это сложный и дорогостоящий. «Над реставрацией «Июльского дождя» мы работали около четырех месяцев. Сначала оцифровали ленту, а затем вручную убирали дефекты: многочисленные царапины, мерцания и «шумы», чтобы добиться максимальной детализации картинки. Очень рады, что у нас все получилось и теперь фильм можно показывать на большом экране», – рассказала она.

В 2020 году отреставрированный «Июльский дождь» вошел в программу Международного каннского фестиваля «Каннская классика», в рамках которого демонстрируются лучшие фильмы всех времен.

Новая волна в советском кино

«Июльский дождь» не похож на большинство советских фильмов. В центре картины 27-летняя инженер Лена, которую прекрасно сыграла Евгения Уралова. У девушки есть замечательный во всех отношениях жених – перспективный ученый Владимир, его исполнил Александр Белявский. Мама и сестра Лены считают, что они давно должны были пожениться, однако молодые люди не спешат в ЗАГС. Еще больше девушку заставил сомневаться случайный знакомый, который одолжил ей куртку, чтобы она не вымокла в июльский дождь. И все это под песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Леонида Утесова и джаз. Страстных признаний в любви и слез с заламыванием рук в фильме нет, зато львиную долю хронометража занимают виды Москвы. Корреспонденту «ПД» картина очень понравилась.

Кинокритик Виктория Майзель-Смирнова отметила, что картина органично вписывается в искусство 1960-х годов, когда в кино популярной стала так называемая французская волна. Это направление характеризовалось отказом от привычных киностандартов, в частности от лихо закрученного сюжета.

«Марлен Хуциев прекрасно усвоил уроки Жан-Люка Годара, Клода Шаброля и других представителей новой волны. Именно поэтому западному зрителю на фестивалях эта картина прекрасно понятна. Это фильм не о героях: ведь чего хотят персонажи, сказать очень сложно. Это фильм о чувствах», – сказал она.

Народный артист РФ Александр Митта, сыгравший в «Июльском дожде» Владика, который знает все и обо всем, признался, что на этапе съемок новаторской картина не казалась. «Марлен (Хуциев. – Ред.) просто пустил в фильм больше жизни и сделал упор на атмосферу, а не на конкретные события. Сегодня подобные фильмы называют авторскими. Однако на этапе съемок мы, актеры, слабо понимали, что получится в конечном итоге, ведь сценарий был только в голове Марлена, при этом он еще постоянно импровизировал», – вспоминает он.

Александр Митта добавил, что на съемочную площадку режиссер заманил его почти обманом. «Как-то Марлен сказал мне, что один из персонажей фильма – пародия на меня, и попросил зайти и объяснить актерам, как сыграть Владика. Я зашел, а через три недели Марлен позвонил мне и сказал, что я утвержден на роль. Я был в шоке, говорил, что не могу, так как уезжаю, а Марлен сказал, что лучше меня с этой ролью никто не справится. Обещал, что все будет быстро, однако съемки шли медленно, лично я работал два лета подряд», – сказал актер, отметив, что ничуть не жалеет, что снялся в «Июльском дожде».

«Не верьте, что фильм никому не понравился. Его критиковали только чиновники, людям «Июльский дождь» нравился. Я очень рад, что фильм отреставрировали, я с большим удовольствием посмотрю его на большом экране», – уверяет Александр Митта.

Почти как сейчас

«Фильм полон меланхоличной иронии в адрес советского общества за двуличную мораль, когда официально говорили одно, а дома на кухне – совсем другое. Таким образом, слова скомпрометированы, а значит, и верить им нельзя. Именно поэтому в фильме так много видов Москвы, они заполняют паузы между немногочисленными репликами героев. Единственная правда, которая известна персонажам, с которой они могут себя как-то соотнести, – это война, потому что, по сути, это смерть, а она никогда не лжет. Сегодня до сих пор война является одним из немногих событий, которые объединяют граждан нашей страны. В этом есть какое-то безумие», – пояснила Виктория Майзель-Смирнова.

Крайне нетипично для советского кинематографа в «Июльском дожде» поднимается тема Великой Отечественной войны. Бард и ловелас Алик, которого играет Юрий Визбор, вспоминает свои военные годы со сдержанным цинизмом и совсем без пафоса.

Интеллигенция, которой являются все «говорящие» персонажи фильма, кажется слабой и бездеятельной. Своей научной работой Владимир мечтает решить проблему нехватки пресной воды, однако, как заработать на собственную жизнь, он не знает. Умные молодые люди тратят время пусть на ироничные, но все же пустые разговоры, например о видах шашлыка. Владик, знающий все и обо всем, просто не знает, где применить свои знания.

«В фильме описан взрослый тип отношений. Для европейского искусства такие персонажи были привычными, а вот в советском кинематографе таких мало. 1960-е годы были весьма революционным временем в нашей стране, поэтому имплицитно женский вопрос в фильме есть, но ровно в том же количестве, как и в других картинах тех лет», – сказала Виктория Майзель-Смирнова.

Виктория Майзель-Смирнова призывает не сводить фильм к фемповестке, однако признает, что она там все-таки наличествует.

Сильных женщин в советском кинематографе более чем достаточно, однако обычно они входят в горящие избы, останавливают коней на скаку, осваивают целину, растят детей в нечеловеческих бытовых условиях, бьют нацистов, ждут мужей из тюрьмы и прочее. С Леной ничего такого не происходит, однако она отказывается выходить замуж за перспективного ученого Владимира без веских, по меркам многих советских, да и постсоветских женщин, причин: ведь он не пьет, не скупой и не бабник. «Я даже не знаю, как объяснить сестре, почему не выйду за вас замуж, несмотря на ваши многочисленные прекрасные качества», – говорит Лена, когда Владимир предлагает ей «сходить в то самое заведение».

Вышедший 1966 году «Июльский дождь» в 2021 году выглядит весьма актуальным. В картине хочется разглядеть обсуждаемый в наше время женский вопрос.