Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как проверить на прочность бензин, молоко, счетчики и алкотестеры

«Петербургский дневник» выяснил, на что способны в экспертном центре «Тест-С.-Петербург»
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

В Петербурге есть место, где поджигают бензин, льют слабительное средство в молоко и закачивают вредные примеси в баллоны с чистым воздухом. Так работает Центр стандартизации, метрологии и испытаний –  «Тест-С.-Петербург». Он исследует еду – пригодна ли она в пищу – и проводит поверку всех измерительных приборов: счетчиков на тепло и воду, алкотестеров, газоанализаторов и многого другого.

Для водителей

Дизельное топливо наливают в плошку из закаленного стекла, подогревают до нужной температуры, потом поджигают. Валит черный дым, пышет пламя, воет труба вентиляции, а эксперт сосредоточенно наблюдает за тем, как оседает на краешках плошки черная сажа. Когда солярка догорит, ее еще хорошенько погреют в муфельной печи, а потом будут скрупулезно считать, сколько серы осталось в золе и копоти. Если содержание серы превышает 10 промилле, значит, бензин некачественный, загрязняет атмосферу, и продавать его нельзя. По счастью, в Петербурге работают все больше крупные компании, которые внимательно следят за своим товаром. Но чем дальше автолюбитель удаляется от столиц, тем больше шансов у него залить в бензобак некачественное топливо.

Бензин на анализ иногда привозят автолюбители, которым кажется, что некачественное топливо попортило механизм. А вот стеклоомывающую жидкость сдают на экспертизу торговые сети, которые хотят знать, стоит ли ее закупать. Правда, единственное, что может сделать эксперт, это выяснить, действительно ли жидкость не замерзает при температуре в -30 градусов, как это указано на этикетке. А искать в ней вредные примеси – не будет, хотя такие жалобы поступают регулярно. Для омывающей жидкости еще не придуман ГОСТ.

У водителей есть страшилка, что у человека, который брызнет на стекло омывателя и сразу после этого подует в алкотестер, в выдыхаемом воздухе обнаружится алкоголь. Начальник метрологического отдела оптико-физических, физико-химических и ионизирующих изменений Вадим Бакулин этот миф опроверг.

«Алкотестеры определяют содержание паров этанола в выдыхаемом воздухе, но это именно воздух из легких, в которые алкоголь попал из крови. И сколько бы этанола ни было в воздухе, в крови он не содержится»,  – отметим Вадим Бакулин.

Чтобы проверить, правильно ли тестер определяет содержание алкоголя, ему дают «понюхать» три разных спиртовых раствора, соответствующие трем разным степеням опьянения. При этом растворы подогреваются до 34 градусов – такова температура выдыхаемого воздуха у здорового человека.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Пищевая лаборатория

В лаборатории, изучающей горючие вещества, посторонних обычно нет, зато у пищевой всегда можно увидеть посетителей. Это и торговые сети, и производители, которые хотят убедиться, что их продукция безопасна. Есть даже обычные владельцы загородных домов, которые вырыли у себя на участке скважину и хотят знать, можно ли пить оттуда воду.

Молочная продукция – основной «клиент» пищевой лаборатории. А самое частое исследование – на содержание растительных жиров, ибо производители то и дело повышают за счет пальмового масла жирность того же молока.

В молоко действительно добавляют пурген, он же фенолфталеин, потому что это известный щелочной индикатор. Объем «добавки» тщательно замеряют. Чем меньше потребовалось щелочи, тем менее кислое, а значит, более качественное молоко попало на стол.

Орехи и крупы изучают на предмет наличия паразитов, а еще – вытягивают из них магнитом металлические примеси.

«Есть ли какой-нибудь продукт, который вы, насмотревшись, перестали употреблять?» – спросил корреспондент «ПД» у инженера Алены Софроновой. Оказалось, что откровенно некачественной еды здесь не было давно, так что никакого отвращения к еде не возникает. «Наоборот, я очень полюбила зефир, – говорит Алена. – Очень уж соблазнительно он тут пахнет».