
Двое – я и Виталик: петербургский чревовещатель рассказал, как молчание превратить в золото
Петербургский чревовещатель, артист разговорного жанра Александр Тарасов в интервью «ПД» рассказал, почему куклы «разговаривают» женскими голосами, чему научился на Comedy Баттл и как питаются вентрологи.
– Известно, что чревовещание – древнее искусство. Но в разные времена отношение к нему было неоднозначным: в античности люди опасались его, в средневековье использовали для привлечения внимания на ярмарках. А что в 21 веке – это возможность стать знаменитым или заработать деньги?
– Это зависит от страны. В России это искусство не очень популярно. В отличие, например, от Соединённых Штатов, где каждый год проводится шоу талантов, и чревовещатели там регулярно становятся победителями. У нас в стране можно по пальцам пересчитать таких людей.
В начале ХХ века была целая семья Донских, они передавали мастерство из поколения в поколение, путешествовали по всему миру. Глава семьи как-то даже сказала, что это особое искусство, и обычный человек не может этому научиться. Но я с этим утверждением, правда, не согласен.
– Как тогда у вас возникло желание научиться мастерству чревовещания?
– Вообще по профессии я кадастровый инженер. Но в университете играл в любительском театре, и однажды мне предложили выступить на фестивале «Студенческая весна» с оригинальным жанром. Тогда-то и появилась моя первая кукла – Виталик. Выступил – понравилось, жюри, видимо, тоже, и меня отправили на Всероссийскую студенческую весну.
Работать с куклой непросто, но интересно. Поначалу смотрел в Интернете записи зарубежных коллег. Адаптировал уроки, переводил, тренировался перед зеркалом.
Есть несколько сложных губных звуков – «б», «м», «п», которые невозможно чисто произнести. Их стараются выбрасывать из текста. Зарубежные чревовещатели используют технику подмены. Например, «б» через «д» произносят, тренируются, заменяя один звук другим, делая похожим.
– Как появилась идея создать Виталика?
– Всё произошло совершенно спонтанно. Я самостоятельно его сшил – получился очень странный мальчишка. Без волос и без ушей, с вытянутой головой в форме эллипса. Одни глаза торчали. Я тогда подумал, надо его человечнее сделать. Тогда я взял черный воротник от своей старой куртки и пришил кукле. Получился замечательный мальчишка, похожий на моего одногруппника, которого зовут Виталий.
– Вы одновременно играете за себя и за куклу. Это трудно?
– Поначалу была одна проблема – нельзя самому передавать эмоции. И наоборот, кукла должна реагировать, когда говорит артист, она должна быть подвижной. И если, скажем, кукла «живая», вам могут даже простить некоторые несовершенства – движения губ, например.
– Есть мнение, что куклы говорят только женскими или детскими голосами, это действительно так?
– Мужчинам проще наделить свою куклу более высоким тембром, чтобы зритель почувствовал разницу. Но у американского чревовещателя Джеффа Данэма (англ. Jeff Dunham), например, очень много персонажей. Есть ворчливый лысый старик Уолтер (англ. Walter), персонаж Орешек (англ. Peanut) – непонятное существо, он постоянно визжит и пищит. Понятно, что и голоса у всех разные.
– Возникало желание «хайпануть» и сделать куклу, похожую на кого-нибудь из политиков?
– Знаете, такие примеры уже есть. Несколько лет назад перед выборами президента Соединённых Штатов по улицам какого-то города ходил человек с куклой Путина и задавал вопросы респондентам, за кого они будут голосовать. Это было увлекательное зрелище. Люди были в шоке. Поначалу они не понимали, почему должны что-то рассказывать о своих предпочтениях какой-то кукле, а потом привыкли и говорили вполне серьёзно.
– Как и почему появилась идея принять участие в шоу Comedy Баттл? Хотели заработать пять миллионов рублей?
– Нет, конечно. Мне просто было интересно попробовать свои силы. Ну и мне хотелось, прежде всего, привлечь внимание к этому не очень популярному жанру.
Увидел объявление о кастинге, пришёл и попробовал. Площадка позволяет выступать с любым жанром. А вообще своим выступлением я не очень доволен. Конечно, очень сильно волновался. Шутки не воспринимались, и я стал совершать ошибки. Возможно, это произошло из-за отсутствия людей. Их не пустили из-за коронавирусных ограничений. Были только жюри и участники.
– То есть можно сказать, что у вас практически нет конкурентов?
– В Петербурге живёт очень талантливая девушка Берта Пяттоева. У неё есть куклы-коты Матильда Сарделькина и Василий Фёдорович. Она делает контент для детей в TikTok и уже набрала около полумиллиона подписчиков. Но на этом не остановилась и сейчас проводит научный эксперимент – изучает с фониатрами влияние чревовещания на голосовые связки. Часто люди думают, что это простое ремесло, и сажают голос. Как и в любом деле, здесь тоже нельзя перенапрягаться.
Мера должна быть во всём. Даже в диете. А она у чревовещателей тоже есть: перед выступлением, например, не стоит злоупотреблять кофе и сладкими напитками. Это плохо сказывается на голосе. Лучше ничего не есть и не пить. И молчать! Один американский чревовещатель признался как-то, что перед концертами сутки молчит, чтобы выдержать полуторачасовое выступление. Надо идти на жертвы.