Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как балалайка вышла из Петербурга и завоевала мир

Днем рождения первого в России оркестра русских народных инструментов считается 20 марта. Именно тогда, в 1888 году, в Петербурге состоялось первое выступление Кружка любителей игры на балалайках
Как балалайка вышла из Петербурга и завоевала мир Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Сегодня балалайка известна во всем мире, ее звучание может узнать, пожалуй, каждый человек. Но в истории этого инструмента есть факты, малоизвестные широкой публике. Один из них – местом рождения концертной балалайки считается Петербург. После первого выступления Кружка любителей игры на балалайках этот инструмент признали классическим, и концертная балалайка стала распространяться сначала в России, а потом и во всем мире.

Уличный фестиваль

Начиная с юбилейного 2018 года в городе ежегодно проводится Петербургская международная неделя балалайки, в которой принимают участие музыканты из России и других стран.

«В 2021 году исполнилось 160 лет со дня рождения Василия Андреева – создателя концертной балалайки. В память о музыканте было принято решение расширить программу Недели балалайки и дополнительно провести уличный двухдневный фестиваль, на котором каждый сможет насладиться игрой талантливых музыкантов. Фестиваль планируется в конце июля – начале августа и помимо выступлений музыкантов будет включать в себя интерактивные зоны и мастер-классы», – рассказал председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Григорьев.

Младше домры

Конечно, балалайка появилась на свет гораздо раньше 1888 года. Но позже домры, которая еще при царе Алексее Михайловиче подвергалась гонениям, так как церковная власть усмотрела в ней, как в инструменте скоморохов, «бесовство». Мастерить новые домры царь запретил, а старые велел сжечь. И тогда умельцы придумали балалайку, которая отличалась от домры формой корпуса, но в целом была на нее очень похожа.

Петр I к любой музыке относился с симпатией, и на рубеже XVIII века балалайка стала самым известным инструментом в России. Известно, что ее очень любил Чайковский.

«Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру это незаменимые инструменты», – писал автор всемирно известного «Лебединого озера».

К слову, есть несколько версий происхождения названия музыкального инструмента. По одной из них, оно происходит от слов «балакать» или «балаболить».

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Удивление и успех

Вторым родителем балалайки (после безымянных скоморохов) стал музыкант Василий Андреев, который самостоятельно создал чертеж будущего концертного инструмента, стремясь, чтобы он обладал наилучшими акустическими показателями.

«История балалайки напоминает историю скрипки, которая не всегда была классическим музыкальным инструментом. Были четыре разных инструмента, на которых пиликали, но итальянские мастера решили соединить их воедино и усовершенствовать, – рассказал первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Сергей Марков. – Василий Андреев повторил эту историю – создал сначала классическую балалайку-приму, потом всю линейку: пикколо, альт, бас, секунду, контрабас. Его балалайка уже заметно отличалась от предшественниц, у которых лады делались из свиных жил, струны тоже, и струн было от двух до пяти».

В 1886 году Василий Андреев выступил с игрой на новой балалайке в зале Благородного собрания в Петербурге. Общество того времени было избаловано русскими и иностранными виртуозами-гитаристами, мандолинистами, гармонистами, которые выступали в салонах чуть ли не ежедневно. Но успех Василия Андреева превзошел все ожидания. Примитивный музыкальный инструмент, который никто не воспринимал всерьез, стал основой оркестра. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, и тогда о русской балалайке заговорили и в Европе. Внук императора цесаревич Алексей не расставался с балалайкой и даже взял ее в свое последнее путешествие в Тобольск.

«Весь мир играет именно на андреевских балалайках, – говорит Евгений Григорьев. – Его память не увековечена в Петербурге, поэтому комиссия по культуре, сохранению историко-культурного наследия и туризму Общественной палаты инициировала установку памятника, в том числе с использованием бюджетных средств».

Фантастическое шоу

В 2020 году на праздновании Масленицы в столице Хорватии Загребе Петербург представлял театрально-хореографический коллектив «Морошка».

«Балалайка – предмет нашей национальной гордости, сродни олимпийским чемпионам или полету Гагарина в космос, – уверена руководитель «Морошки» Надежда Полтавченко. – Но для популяризации балалайки надо активно работать, и здесь энтузиасты должны объединиться с властями».

Ансамблю «Морошка» доводилось выступать на разных концертных площадках, в том числе на корабле «Королева Елизавета».

«По пути на концерт я столкнулась с парой, которая обсуждала, что мы можем им показать. Но зал аплодировал нам стоя. И, возвращаясь за кулисы, я наталкиваюсь на эту же пару, где женщина говорит своему спутнику: «Absolutely fantastic show», – вспоминает Надежда Полтавченко. – Эти тысячи иностранцев, посмотревшие наши концерты, совершенно по-другому стали относиться и к нашей стране, и к нашему городу. Ради этого мы и работаем».

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

СПРАВКА:

Коллектив «Морошка» – негосударственный, ему выделяются субсидии от городского Комитета по культуре. Театр сотрудничает с Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга, что способствует продвижению русского искусства за рубежом.

Интересные факты о балалайке

На протяжении столетий балалайка не имела единой формы, она была круглой, треугольной, четырехугольной и с различным количеством струн.

Возраст самой старой балалайки – больше 120 лет. Ее можно увидеть в Музее балалайки в Ульяновске.

В филиале Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства – Шереметевском дворце – Музее музыки представлена наиболее обширная коллекция первых балалаек, созданных по чертежам Василия Андреева.

В царской армии считалось, что балалайка хорошо помогает солдатам переносить тяготы армейской службы. Всем солдатам выдавали балалайку, которую они по окончании службы оставляли себе. Это не только поднимало патриотический настрой и боевой дух солдат и офицеров, но и положило начало распространению балалайки: переезжая из одного города в другой и возвращаясь на родину, военные брали инструмент с собой и продолжали играть на нем на новом месте.

В 2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном конкурсе в Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом – победителем в номинации «Русская национальная музыка». За пределами России балалайка популярна не только в Японии: виртуозы-балалаечники и ансамбли, имеющие в своем составе балалайки, есть также в странах Скандинавии, США, Аргентине, Дании, Великобритании.

«Юбилей со дня рождения Василия Андреева – удачный повод исправить историческую несправедливость и воздать музыканту должные почести, так как на сегодняшний день в России не существует ни одного памятника новатору, несмотря на то что имя музыканта стоит в одном ряду с именами величайших деятелей культуры ХХ века», Евгений Григорьев, председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.