Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Юный генеалог Николай Базаров: «Стремлению изучать историю своей семьи я обязан ветеранам»

В поисках своих корней школьник дошел до 1623 года

Николай Базаров – юный генеалог. Сейчас мальчику 16 лет. Он учится в 9-м классе петербургского лицея №378. Изучать историю своей семьи юноша начал четыре года назад, добравшись в поисках до 1623 года. Сейчас Николай помогает другим с поиском информации, снимает фильм, а также собирает группу генеалогов-подростков, которые хотят знать, откуда их корни.

С чего началось увлечение

В детстве Колю отправляли на каникулы к бабушке и дедушке в Село-Гора Новгородской области. Они пережили блокаду в Ленинграде и часто делились воспоминаниями о том времени. Другие деревенские жители тоже были откровенны с мальчиком. Эти рассказы стали первым исследовательским и литературным опытом юного генеалога.

Семейный архив Коля начал собирать, когда ему исполнилось 12 лет. Нашел альбомы старшей сестры дедушки, её блокноты. Мальчик настолько увлекся документами, что даже нашёл родственника, о котором помнила только бабушка. Отыскав контакты в телефонной книге, Коля напросился в гости. «Конечно, мне было страшно, но всё прошло хорошо, мы познакомились, он показал фото нашего общего предка, и это была крупная находка», – рассказал юноша.

Уже позднее во время каникул Николай отправился в Псковский государственный архив и начал работать с метрическими книгами. «Мне повезло, и в исповедных росписях 1860 года я отыскал записи о своем прапрадеде. Чем старше документ, тем сложнее его читать. Постепенно я дошел до Петровских переписей. Конечно, в поиске мне помогали консультации более опытных людей, за что я им очень благодарен. Все шло хорошо, но в один прекрасный день меня перестали пускать в архив без объяснения причин. Но нет худа без добра, последние документы я бы самостоятельно все равно не смог прочитать. Я вернулся домой в конце июня, бабушка мне даже стала говорить: «Все, хватит, займись уже чем-то полезным!» – очень уж часто я обращался к ней с вопросами».

Пенсионный фонд

Грустная и немного забавная история связана с поисками трудовой книжки прабабушки в Пенсионном фонде. Николай хотел узнать, где работала его родственница. Она всю жизнь прожила в Кировском районе, поэтому Коля отправился в отдел по месту её проживания.

«Я не письмо туда направил, как это принято, а пришёл самостоятельно. Со всеми документами. Женщина, которая пила чай, чуть чашку из рук не выронила, – вспоминает Николай. – И неласково попыталась выпроводить меня из кабинета». Однако юноша решил не сдаваться и выяснил, что для получения необходимой информации, нужно сделать запрос в канцелярию. К сожалению, ответ пришёл отрицательный. Потом были походы в нотариальную контору, снова в отдел Пенсионного фонда. Ответа он не получил, зато получила письмо с жалобой администрации школы, в которой учился Николай Базаров. К счастью, директор учебного заведения увлечение одобрила и серьёзных санкций не наложила.

В поисках могил предков

Есть в копилке Николая и совсем экзотический по нынешним временам опыт – поиск захоронений родственников. Несколько могил удалось отыскать – на Красненьком кладбище и на Мичуринском в Ленинградской области. Но вот найти могилу прапрабабушки, которая похоронена на Волковском кладбище в марте 1942 года, пока не получается.

«На это есть несколько причин, – признается Николай. – Когда-то прабабушка сказала бабушке, что прапрабабушка захоронена на Волковском кладбище «у дубка». И это весь ориентир для поиска». В администрации кладбища, как выяснилось, нужно было подтверждать родство. С этим возникли проблемы.

«Сначала я заказал в ЗАГСе справку о смерти прапрабабушки. Но оказалось, что в актовой записи ошибка в ФИО: Шеровагина Мелания Давидовна превратилась в Шеровазину Марию Довыдовну. Справку о смерти мне не выдали, потому что родство мне, конечно, не подтвердить», – говорит школьник.

Признание

После фестиваля «ГенЭкспо» (Международный онлайн-фестиваль по генеалогии – прим. ред.) в июне прошлого года, где Николай рассказал об истории своей семьи, к мальчику пришло признание: за консультацией к нему стали обращаться люди из разных уголков России.

«В основном интересовались, с чего начинать собственное генеалогическое исследование», – пояснил юноша.

Николай никому не отказывал в помощи и даже поделился опытом с читателями «ПД». «Прежде всего, нужно расспросить всех родственников. Но опрос не должен превратиться в допрос. Пожилые люди просто не вспомнят, что происходило, например, 5 июля 1957 года. И, конечно, необходимо собрать всевозможные документы и фотографии. На основании всех фактов – справок из ЗАГСа, опросов родственников и так далее идти в архивы. Как правило, это домовые книги», – объяснил собеседник.

Планы на будущее

У Николая много параллельных увлечений. В сентябре прошлого года ему пришла идея сделать несколько видеоинтервью с участниками Великой Отечественной войны и жителями блокадного Ленинграда.
«Как раз шел спад пандемии, договорился со знакомым, что мы после школы будем заходить и снимать, дополнять документами из открытых источников по возможности. Получил список ветеранов для съёмок. Я даже уже начал звонить им, но они почему-то отказывались, – вздыхает юный ученый. – А потом в октябре началась новая волна пандемии, и я решил перенести сьемки до окончательного спада пандемии. Только неизвестно, переживут ли ветераны это время, возраст – сами понимаете».

Сейчас Николай снимает фильм о родственниках, которые воевали на фронте. 8 сентября 2021 года исполнится ровно 80 лет с начала блокады Ленинграда. К этой памятной и печальной дате Николай Базаров хочет доснять ленту.

Закрыть