Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

«Думали, что будет хуже»: как теперь в Крыму оценивают возвращение в Россию

Семь лет назад полуостров вернулся в родную гавань

Сегодня исполнилось ровно семь лет с тех пор, как Крым вернулся в Россию. И годы изменили не только полуостров, но и мир. «Петербургский дневник» обсудил жизнь в Крыму с депутатом ЗакСа, у которой дом под Судаком, экс-депутатом из Симферополя, а также посмотрел на снимки с праздника, присланные сенатором Ольгой Ковитиди, и попытался узнать у сенатора Сергея Цекова, что хорошего было при Украине.

Мир, дружба, Майданов

Звонок «Петербургского дневника» застал депутата городского совета Симферополя в 2014-2019 годах Степана Кискина в пути. Точнее – на сборах. Вместе с городским активом партии «Справедливая Россия – за правду» Кискин выдвигался на праздничное мероприятие к Государственному совету Крыма, так называется региональный парламент на полуострове. Кискин его, наверное, по привычке назвал Верховным советом, такое имя законодательный орган носил во времена Украины.

Именно Верховный совет Крыма в 2014 году дал старт референдуму, который вернул полуостров в родную гавань. Спустя семь лет Кискин не жалеет, что Крым выбрал российское будущее.

«По большому счету, все оправдалось. Как представляли, так и случилось. Но, конечно, человек в мечтах своих фантазирует намного больше, а выходит немного реалистичнее. Понимаю, в какой ситуации находится мир, страна, но самое главное, что Крым развивается благодаря России», – констатировал он.

Изменить Кискин хотел бы разве что поведение страны-соседа, которая устроила «водную и энергоблокаду Крыма» и «жить в мире и дружбе». А вот международного признания статуса Крыма как части России он не ждет.

«Лично мне и жителям Симферополя по барабану, что они о нас думают. Вот честно! Вводят они санкции, не вводят они санкции – это все происходит настолько на высоте, настолько далеко от нас. У нас совсем другая реальность жизни. Мы живем спокойно: дети ходят в школы и сады, учатся, мы работаем. Нам ни от Европы, ни от Америки ничего не надо, лишь бы они нас и Россию не трогали. Мы хотим жить в мире. Бандеровская власть нам бы мира не дала, у нас был бы второй Донбасс. У них самих до сих пор идут свары, что-то все делят – по языковому признаку, национальному, финансовому... Нам этого не надо», – заключил он.

За семь лет в России Кискин успел повидать Петербург и Москву. Во время СССР, как вспоминает, довелось ему поработать и в Якутске. А вечером, как заметил Кискин, в Симферополе будет концерт для всех желающих. Петь будет Денис Майданов и еще артисты. Ради годовщины возвращения на день в Крыму отменили часть коронавирусных ограничений.

Голосовал паспортом

Замглавы фракции КПРФ в ЗакСе Петербурга Ирина Иванова напомнила «ПД», что она почти житель Крыма. На полуострове у нее есть дом еще со времен Украины как правопреемницы УССР, в селе под Судаком.

«Я там с 1986 года. У меня дети там выросли, дружим и с татарскими, и с украинскими семьями», – рассказала Иванова.

Во время референдума Иванова была в Крыму наблюдателем. Помнит праздничное настроение у выбиравших будущее – стихи, которые рассказывали на участке, песни, которые они пели. Помнит и молодого человека, который специально приехал из Москвы, а на участке у урны перепутал паспорт с бюллетенем.

«Бюллетень остался у него в руках. Он спросил: «Что делать?» Я ему: «Ничего, ждать, когда все закроется»», – рассказала Иванова.

Парень дождался свой паспорт, пусть итоги референдума ему все равно обещали новый – с двуглавым орлом.

За семь лет из России в Крым перекинули мост, построили на полуострове трассу «Таврида».

«Это очень здорово и замечательно. Мы к хорошему очень быстро привыкаем», – заметила Иванова.

Надежды жителей Крыма при голосовании, с которыми общается Иванова, оправдались «пятьдесят на пятьдесят». Жалуются на недосмотр региональной власти, при которой продали «Массандру» вместе с водокачками, вода из которых шла в село. Не в восторге под Судаком и от качества российских продуктов питания.

«Говорят, что такого давно не ели. Конечно, из Украины, из Херсона привозилось все свое. В селе, конечно, многие выращивают сами, но не у каждого есть корова. Молоко в основном из Краснодарского края, и оно, как говорят, резко отличается. Мы-то с вами привыкли уже давно есть, что нам дают здесь крупные торговые сети, а они нет», – констатировала Иванова.

Есть в селе и люди, которые хотят уехать на Украину. Рядом с домом Ивановой на продажу выставлено три дома.

Годовщину возвращения в Россию Крыма Иванова у себя дома как-то специально не отмечает. Только по телефону.

«Все звонят. Очень много звонков, и все поздравляют друг друга с праздником, все те, кто хочет видеть в нем праздник. Есть, конечно, люди, которые не видят, они так и живут тоже там», – рассказала Иванова.

Превзошли ожидания

Годовщину воссоединения Крыма и России сенатор Сергей Цеков обычно отмечал вместе с супругой. Но не в этот раз, она в Крыму, он в Москве по работе. Выступал на круглом столе комитета по обороне верхней палаты парламента, который как раз был посвящен Крыму.

«Я посчитал правильным в этот день присутствовать в Москве на круглом столе. Но все звонят, поздравляют», – рассказал он.

Итоги семи лет жизни в Крыма в России Цеков оценивает высоко. Говорит, что результаты превзошли все ожидания.

«Если честно, то мы не думали тогда, что будет с экономикой, с дорогами, будет ли у нас свет, останутся ли у нас украинские пенсии, – признался он. – Мы просто возвращались на свою родину. Мы не особо задумывались, как будет дальше. Понимали, что будут проблемы. Но результаты превзошли все ожидания. Родина не просто приняла нас назад, а сделала так много, что мы теперь полноценные жители России».

Что думают на Западе о статусе Крыма, Цекова не особо заботит. Равнодушие он объяснил на примере отношений матери и ребенка.

«Если у матери есть ребенок и она его считает своим, то ее совершенно не интересует, признают ли его таким посторонние. Главное, что она его считает родным. Вот если бы было наоборот – весь мир признает Крым российским, а Россия – нет, то это было бы невероятно плохо. А так все хорошо», – сказал сенатор.

Если Россия – это мать, то Украина для Крыма до 2014 года – мачеха. Цеков не смог найти, что бы хорошего стоило вернуть из украинского периода жизни полуострова.

«Хорошего по большому счету ничего и не было, – констатировал он. – Было постоянное насилие, унижение, разрушение. А хорошего? Хорошее – это то, как мы боролись за сохранение российской истории, российского характера, не отдавали русский язык, памятники».

Единственное, о чем сожалеет спустя семь лет Цеков, – это невозможность посетить Украину, где он был депутатом Верховной рады.

«Сожаление есть. И есть жалость к народу Украины, который оказался под влиянием националистически озабоченных проходимцев. Они разрушают Украину и унижают народ Украины. Люди на Украине – они же с нашим менталитетом, но, к сожалению, попали под влияние проходимцев», – вздыхает он.

Сенатор Ольга Ковитиди не нашла времени ответить на вопросы «ПД», зато прислала корреспонденту фото с праздничного мероприятия в Крыму. На одном из снимков она стоит в ряду людей на сцене за объемной надписью «7 лет дома» по правую руку от главы Крыма Сергея Аксенова.

Седьмую годовщину возвращения Крыма в Россию отмечают сегодня и в Москве. Там будет концерт в «Лужниках», заполнить которые из-за пандемии коронавируса разрешили только наполовину. В Петербурге праздничные мероприятия идут на улице.