Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Выставка Евгении Васильевой «Весна»: ответ за зрителем

В Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств открылась выставка картин, скульптур и фотоколлажей Евгении Васильевой «Весна». Почему она вызвала протесты студентов и преподавателей петербургской академии художеств и вообще наделала столько шума?
Фото: Олег Трифонов/ «Петербургский дневник»

Отношения с Петербургом у Евгении Васильевой, экс-главы департамента имущественных отношений Минобороны РФ, осужденной за масштабные хищения, не заладились уже давно.

Еще в 2016 году она предложила Русскому музею принять в дар свой триптих «Транскриптаза». Однако экспертная фондово-закупочная комиссия, в ведении которой и находится решение таких вопросов, отклонила эту инициативу. Вердикт, вынесенный специалистами, гласил: «В связи с несоответствием собирательной практике музея».

И вот – новая попытка завоевать культурную столицу. И сделать это не где-нибудь, а в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

Как конь в Сенате

Студенты и преподаватели Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина не скрывают возмущения. Они называют эту выставку «актом вандализма». И даже написали обращение в Министерство культуры РФ с требованием незамедлительно закрыть «Весну». Подписи под ним, и это подтвердил ректор академии Семен Михайловский, поставили более 350 человек.

Сам руководитель, воздержавшись от оценки художественной ценности работ Васильевой, заявил, что организация выставки при РАХ «заставляет вспомнить легенду о коне императора Калигулы, которого приняли в состав Сената».

Заслуженный художник России, выпускник Петербургской академии художеств Вячеслав Михайлов разделяет это мнение. Его возмущает тот факт, что «плохо намазанные абстракции» Васильевой выставлены в его «альма-матер». И особенно то, что она является почетным членом Российской академии художеств.

«Как же так?! Есть немалое число моих коллег, которые давно уже заслуживают этого звания, но так и не имеют его. За какие заслуги им была удостоена Васильева? Это плевок в адрес всей академии», – негодует он.

Много шума из ничего

В материалах к выставке «Весна» сообщается, что характерной чертой работ является «особая пластичность, любовь к неожиданным метафорам и метаморфозам»: «Творчество Васильевой – это своеобразный эксперимент, стремление исследовать, насколько наше общество, привыкшее к более традиционной культуре, готово воспринять отраженный в этих произведениях мир».

«Петербургский дневник» решил поинтересоваться, что думает об этих картинах человек, которого нельзя упрекнуть в близости к той самой традиционной культуре,  – кинорежиссер, литератор и художник из группы «Митьки» Виктор Тихомиров.

«Васильева – очень энергичный человек, без особых моральных устоев. Она за все хватается. То поет, то стихи сочиняет, то картины пишет. Примерно как я. Только я все деньги пускаю на кино. И они достаются мне честным путем», – говорит Виктор Тихомиров.

Он считает, что устраивать выставку – право Васильевой, как и любого другого человека. Ведь чтобы привлечь к себе внимание, одни красят волосы синим цветом, а другие – мажут абстрактные картины.
Художник признался, что у него даже есть сценарий фильма, где человеку, далекому от искусства, дают холсты и краски и просят: «Давай замазывай, как получится!» А по окончании работы устраивают выставку, куда приглашают искусствоведов, публику, прессу. Одни – будут снимать и брать интервью. Другие – за счет словоблудия – смогут объяснить все что угодно.

«Для меня эти работы не являются авторитетом, потому что не вызывают интеллектуального напряжения. Мне все равно, есть они или их нет. Я считаю, это и есть критерий. Ну а шуму много. Это и является главной целью Васильевой», – уверен он.

Сама экс-чиновница надеется, что оценку ее работ может дать только время.

«Есть много примеров, когда художники при жизни не продавали свои работы, а после становились высоколиквидным товаром», – уверена Васильева.

Кстати, в той же аннотации к ее выставке говорится: «Художественное высказывание автора может быть принято, а может быть и нет». Ответ за зрителем. И за Петербургом.