Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Созданный петербурженкой «Хищник» покорил Великобританию

Петербурженка Татьяна Холодцова одержала победу в престижном британском конкурсе сладостей Cake International в номинации «Декоративные статуэтки». Триумф ей принесла фигурка «Хищника» из одноименного фильма. Сложно ли было ее сделать?
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Для Татьяны Холодцовой создание съедобных фигурок – не работа, а любимое хобби, под которое в квартире у Татьяны отведена целая комната. Вокруг множество инструментов, настроен свет, кондиционер поддерживает прохладную температуру, чтобы фигурки не растаяли. На нескольких стеллажах в стеклянных колбах выставлены предыдущие работы мастера, оставленные в личной коллекции.

«Себестоимость материалов, из которых сделан «Хищник», – около полутора тысяч рублей, а за сколько я ее продам? Ни за сколько, оставлю у себя», – говорит Татьяна.

СЕРЬЕЗНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Конкурс Cake International проходил в начале марта в Бирмингеме. На конкурс было подано около 800 заявок самых маститых мастеров со всего мира.

«Обычно попасть на конкурс можно, только приехав со своей работой в Англию. В прошлом и в этом году, из-за пандемии, он второй раз проходит в онлайн-режиме. Мне кажется, что вживую еще тяжелее участвовать, и не только потому, что сама поездка встанет в копеечку, но еще и работу надо довезти до места в целости, что совсем не просто. Традиционно на выставке есть целый отдел, где стоят работы, пострадавшие при транспортировке, но в конкурсе они уже не участвуют», – говорит Татьяна.

К слову, в мае впервые пройдет детский этап конкурса. Татьяна будет тренировать своего сына, который планирует сделать торт с героями из своей любимой компьютерной игры.

НЕОБЫЧНЫЙ ГЕРОЙ

Татьяна говорит, что выбрала героем своего произведения именно «Хищника» прежде всего потому, что это максимально трудный в исполнении персонаж, в облике и облачении которого присутствует множество мелких деталей. Она старалась максимально достоверно передать текстуру металла, шкуры и окружающего фигурку мира, воды, камней, зелени. В общей сложности на создание «Хищника» ушло 40 часов напряженного труда. Фигурка «Хищника» в высоту 34 сантиметра, сделана из пластичного шоколада. Листва за «Хищником» сделана из окрашенной пищевыми красителями вафельной бумаги, мох – кукурузные рыльца, а вода – из глюкозного сиропа.

Подобные фигурки могут радовать глаз многие годы – высыхая, они постепенно каменеют. Единственное – со временем тускнеют цвета: пищевые красители не столь долговечны. А также стоит беречь фигурку от влажности и солнца.

«По условиям конкурса, фигурка должна быть сделана из съедобных материалов, пускай в данном случае она и не предназначена для еды. Единственное исключение – можно использовать тонкую проволоку в качестве каркаса, которая есть внутри «Хищника». При этом если хотя бы миллиметр проволоки будет где-то торчать – дисквалификация», – говорит Татьяна Холодцова.

Она добавляет, что на конкурсе очень строгие правила, малейшее отступление от которых грозит выбыванием из состязания. Даже за неправильно приклеенную ленточку по борту выставочной композиции – дисквалификация. Не менее жесткие требования предъявляются к фотографиям. Во-первых, необходимо предоставить фотографии создания фигурки, чтобы подтвердить, что автор действительно ты и что работаешь со съедобными материалами. Во-вторых, шесть снимков в определенных ракурсах, один из которых – вид сверху. За край композиции не должен выйти ни лепесточек, ни пальчик фигуры, иначе… Ну, вы поняли.

«Если жюри заподозрит, что использовано что-то несъедобное, – а там сидят такие крутые профессионалы, что даже по фотографии выявляют нарушителей, дисквалифицируют, использовать фотомонтаж тоже не выйдет: каждый снимок рассматривают чуть ли не под микроскопом. А когда выставка проходит очно, к работам участников подходят со специальным оборудованием, сканируют их, нюхают, могут потыкать, чтобы удостовериться, что это не полимерная глина, а съедобные материалы. При этом эта выставка не про еду и то, как вкусно мы готовим, она про то, как мы можем украсить», – рассказывает мастер.

ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ

Фигурка делается полностью вручную с помощью кондитерских инструментов. Для работы с мелкими деталями Татьяна использует специальную линзу с разными степенями увеличения. Например, миниатюрные щетинки на голове фигуры сделаны с помощью тончайшей иглы и пинцета.

«Надо учитывать, что материал, с которым я работаю, – пестичный шоколад. Пусть и похож по свойствам на пластилин, но отличается от него тем, что, если долго держишь его в руках, он начинает таять. Непростой материал для работы. И температура в помещении должна поддерживаться не выше 20 градусов», – отмечает Татьяна.

Фильм 1987 года, главным действующим лицом которого и является «Хищник», Татьяна смотрела с интересом и осталась под впечатлением, персонаж запомнился, и она воплотила его в своем творчестве.

«Некоторые говорят, что «Хищник» получился очень мрачным. Я делаю и девочек в цветастых платьях – это тоже интересно, но, когда этой милоты много, хочется чего-то более строгого, – продолжает она. – Наиболее сложная задача – передача различных текстур. В моем распоряжении шоколадная мастика и пищевые красители, это значит, что ты создаешь текстуры только кистями и собственными руками. Я не использую аэрограф для покрытия общего тона. Не менее сложна передача деталей – чем они меньше, тем сложнее».

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

ТОЛЬКО ИНТЕРЕСНОЕ

Кондитером Татьяна себя не считает, она лишь закончила специальные курсы, чтобы понимать технологию процесса.

«В детстве занималась в художественной школе при Мухинском училище, с первого по восьмой класс, но в сознательном – взрослом возрасте уже не продолжала. Создание таких фигурок – хобби, которое за десять лет выросло во что-то действительно стоящее», – говорит мастер.

Причем далеко не за каждый заказ Татьяна возьмется. Например, однажды ее просили сделать торт с оголенными частями тела, она отказалась.

«У меня был заказ на 500 штук «мужских карамелек», финансово это было очень выгодное предложение, но я не согласилась. И не буду делать подобное, как и не хочу делать какие-то банальные торты и композиции». – говорит Татьяна.

Создавать крупные монументальные фигуры она не планирует: тут можно потеряться в объемах – это не менее сложно, чем делать миниатюры. И это история не про торт.

«Как-то мне позвонили и заказали торт для начальника, – рассказывает она. – Сказали, что ему заказывали торт с какими-то цветочками-ангелочками и он очень ругался. Говорит: хочу гусеницу или жука. В итоге сделала ему торт в виде гремучей змеи. Серьезный человек, владелец большого бизнеса, носился по офису и всем показывал торт. Вот это – большая удача».

Закрыть