Алексей Фрадин рассказал, как Театр Комедии имени Акимова пережил полугодовой локдаун и вернул зрителей
Театр Комедии имени Акимова пережил полугодовой локдаун и смог вернуть зрителей. В этом помог новый проект «Билет с открытой датой». О том, как он работает, рассказал директор Алексей Фрадин.
– Алексей Евгеньевич, комедия – это, наверное, именно то, что сейчас так необходимо зрителям. Готовы внушать оптимизм?
– Само название театра определяет и его репертуар. Хотя комедии, так же как и способы привлечения зрителей, к сожалению, в современном театральном мире бывают разные. Но с гордостью могу сказать – и в этом вопросе мы едины с художественным руководителем театра Татьяной Сергеевной Казаковой, – что ни за один наш спектакль краснеть не приходится. У нас не оголяются на сцене, мы не используем ненормативную лексику и не эпатируем. И публика за это нам очень благодарна. Для нас важно помнить, что зритель, приходя в театр, хочет отвлечься от проблем, хотя бы на несколько часов.
– Комедия – беспроигрышный вариант для любого театра. Но в репертуаре у вас есть и классика. Нет ли здесь риска?
– Основу репертуара составляет высокая комедия, произведения классиков – Гольдони, Мольера, Бомарше, Гоголя, Островского… И, конечно, наследие двух великих мастеров сцены Евгения Шварца и Николая Акимова – «Тень», «Дракон» – спектакли, которые рождались в Театре Комедии.
В любой хорошей комедии можно не только посмеяться, но и поплакать, и поразмышлять. Например, в «Визите дамы» Дюрренматта Борис Улитин произносит монолог о том, что в жизни каждого человека есть своя дама, так пронзительно, что дух захватывает.
В «Ширли Валентайн» Расселла, когда главная героиня в ожидании мужа готовит ужин и разговаривает со стенкой, настолько ярко, убедительно и честно показан образ мужчины, что становится неловко перед представительницами слабого пола. Но в этом есть и юмор, и надежда на то, что никогда не поздно изменить свою жизнь.
Спектакль по Островскому «Правда – хорошо, а счастье лучше» мы выпустили в классическом прочтении, с классической сценографией и костюмами. Он был сделан полностью на собственные заработанные средства, что довольно рискованно. Но он не просто окупился уже через три с половиной месяца, но и стал одним из самых кассовых спектаклей театра.
Спрос на Островского показал, что зритель соскучился по русской классике.
И когда мы выпустили «Золушку» по пьесе Шварца в костюмах Акимова, то услышали от зрителей: «Спасибо, что не одели Золушку в джинсы!»
– А как театр и его коллектив пережили полугодовой локдаун?
– Пандемию мы до сих пор переживаем. В период, когда театр не играл спектакли, не продавал билеты, нам удалось сохранить и всех сотрудников, и уровень заработной платы. Спасибо, что город, хоть и не сразу, компенсировал нам выпадающие доходы. В период практически полного локдауна нам удалось начать зарабатывать.
Мы запустили проект «Билет с открытой датой», предоставив возможность зрителю в это непростое время приобрести билеты на лучшие места по гораздо более низкой цене. То есть за тысячу рублей – посмотреть спектакль в партере, с первого по десятый ряд, тогда как в обычное время эти места стоят дороже.
За нами последовали коллеги не только в Петербурге, но и в Москве, и в других городах. Эта акция немного нас поддержала. В первый месяц мы продали в общей сложности 1000 билетов. А уже перед Новым годом, возобновив акцию, мы продали еще 800 билетов с открытой датой.
– Когда пять лет назад вы пришли в Театр Комедии из театра «Зазеркалье», ситуация с финансами тоже была непростой. Как справлялись?
– В конце 2015 года меня пригласили в Театр Комедии в качестве антикризисного менеджера. У театра был многомиллионный долг. Первая мысль была – развернуться и бежать. Но, как человек азартный, я рискнул и принял вызов. Изучив долговые истории, я выяснил, что более половины из них – долги моим партнерам по другим проектам. И уже к концу марта 2016 года мы без единого судебного разбирательства сумели договориться и погасить задолженности.
Но это была только часть проблем, которые пришлось решать. На момент моего прихода в театр заполняемость зала в среднем составляла 40 процентов и билеты продавались за 200 рублей. Моя позиция, которую я сумел донести, состояла в том, что нужно уважать труд артистов и всех сотрудников театрального коллектива. Мы выпускаем качественные спектакли, которые должны продаваться за адекватные деньги. И наша приоритетная задача заключалась в том, чтобы найти своего зрителя. А это значит: сперва информировать петербуржцев, какие спектакли идут в Театре Комедии, а затем сделать так, чтобы результат не только оправдал, но и превзошел ожидания. Для нас было важно заслужить любовь и признание горожан. Итогом нашей практически годичной работы стало возвращение в театр именно петербуржцев. До этого примерно 70 процентов зрителей составляли гости города. На настоящий момент уже три четверти зрителей – это жители Петербурга.
– Раскройте секрет: как вам удалось изменить эту пропорцию?
– Это не секрет и не ноу-хау. Все давно придумали за нас. Дело в том, что билеты не могут сами продаваться, их надо продавать. А для этого нужна правильно выверенная, точечная рекламная кампания, которую мы и выстроили. Но самое главное наше преимущество – большое количество интересных премьер, которые сами говорят за себя. Сарафанное радио – лучшая реклама. Когда, например, Татьяна Казакова выпустила спектакль «Как живется-можется» по пьесе современного драматурга Юлии Тупикиной «Ба», мы практически не вкладывались в рекламу, а спектакль сразу завоевал зрителя. И до сих пор билеты разлетаются, как только поступают в продажу.
– Вы много рассказываете о репертуаре. Значит, участвуете в его составлении? Или у вас другие функции?
– Мне повезло. Я работаю в творческом союзе с Татьяной Сергеевной, которая влюблена в свою работу и всегда открыта к диалогу. При этом у нас очень четкое разделение сфер деятельности. Мы не переходим границы, но всегда советуемся. Например, не в моей компетенции решать, какой артист будет играть какую роль в спектакле. Это не моя задача.
Художественный руководитель или режиссер – это творческая профессия, в которой все зависит от уникальной личности. Им не нужно знать, что такое 44-й федеральный закон, план закупок, электронный аукцион. Это не их работа. Но в отношениях директор – худрук важно доверие. Например, мы с Татьяной Сергеевной обсуждаем планы на несколько лет вперед. У нас выстроен диалог, без которого все давно бы рухнуло. Татьяна Сергеевна – двигатель, приводящий в движение всех в нашем театре, и я тоже от ее творческого огня подзаряжаюсь. Мне странно слышать про конфликты в других театрах…
– А если немного подумать о будущем, то какие у Театра Комедии планы?
– В конце мая Виктор Крамер представит свое прочтение «Льва Гурыча Синичкина». В планах – выпуск спектакля для детей. Мы любим делать это ярко и качественно, помня, что дети – самый сложный зритель, его не обмануть.
К 120-летию со дня рождения Николая Акимова мы хотим представить его в синтетическом творческом амплуа: режиссера, театрального художника, мастера плаката и фотографа. Сейчас работаем с негативами и отбираем самые интересные фотографии из семейного архива.
Акимов был многогранной личностью, это мы и хотим показать максимально интересно. По традиции, заведенной самим Николаем Павловичем, в день его рождения, 16 апреля, театр всегда показывает капустник. В прошлом году из-за пандемии коронавируса нам не удалось этого сделать. Надеемся, что в этом апреле все получится.
ФАКТ:
65 человек – таков сегодня численный состав труппы театра.
75 процентов зрителей, приходящих в театр, составляют петербуржцы.
3200 человек посмотрели в онлайн-режиме во время пандемии спектакль «Энергичные люди».