
Инна Карпушина: «В Смольном быстро понимаешь, что работа государственного служащего требует немалой отваги»
– Инна Сергеевна, социологи говорят, что сегодня аудитория социальной сети «Clubhouse» в России на 60% состоит из женщин и на 40% из мужчин. Вы подтверждаете эти цифры – часто пользуетесь этой площадкой?
– У Петербурга очень продвинутый губернатор по части социальных сетей. Приходится соответствовать. Поэтому знакомство с такими новинками, как «Clubhouse», не просто любопытство. К сожалению, не имею возможности посвящать этой социальной сети много времени. Осваиваю ее в редкие свободные минуты. Понять, кого там больше, мужчин или женщин, пока не успела. Зато знаю пропорцию в Смольном. Накануне 8 Марта мы посчитали, сколько женщин работает в администрации Петербурга. Оказалось, больше половины.
– Вы сказали, что уделять много времени социальным сетям не можете. У пресс-секретаря губернатора города вообще бывают выходные дни?
– Практически нет. Ритм жизни подстроен под напряженный график губернатора и его уровень публичности. К слову, очень высокий. Постоянные объезды города, еженедельные радиоэфиры, ежемесячная телепрограмма. Подчиненные ворчат, что в прежние времена было легче. Дел много всегда, ответственность большая. Поскольку кроме должности пресс-секретаря я занимаю еще и позицию заместителя руководителя администрации губернатора, то за мной еще и большой блок организационной работы.
Все семь дней в неделю я на связи, как и любой человек в команде Александра Дмитриевича. Плюс в любое время суток я получаю звонки от коллег по цеху. А также от горожан, которым требуется срочная помощь... Для меня Смольный – не работа, а образ жизни.
– Вы долгое время работали тележурналистом. Сложно было адаптироваться к такому ритму после перехода на государственную службу?
– В «прошлой жизни» мне казалось, что я очень много работаю и сильно устаю. Спустя два года моей работы в городской администрации понимаю, что так много, как сейчас, я не работала никогда! К физическим нагрузкам добавьте стабильно высокий уровень эмоционального напряжения, и получится картина рядового рабочего дня. Так что тренирую стрессоустойчивость.
Но главное в другом. Государственное управление – сложнейшая наука. Если ты не будешь знать, как устроена власть и город, то ничего не сможешь сделать. Какими бы благими помыслами ты ни руководствовался.
Когда в самом начале своей работы я сетовала на то, как мне тяжело, мудрые коллеги успокаивали меня: «Подожди, года через полтора станет легче...» Я почти обливалась слезами, услышав такой ответ. Мне казалось, что я и года в таком ритме не выдержу! Но ничего – втянулась в бешеный ритм. В середине марта как раз исполняется два года моей работы в Смольном.
– И что, до сих пор не жалеете?
– Нет. Каждый мой день в Смольном – это, во-первых, ответ на вопрос «Что реально ты можешь сделать хорошего, находясь во власти?» А во-вторых, это своего рода соревнование с самой собой. Необходимость соответствовать собственному представлению о качественной работе. Считаю, что сейчас я переживаю бесценный опыт.
– Когда вам поступило предложение перейти на работу в Смольный, были ли какие-то сомнения?
– Были. Речь шла о незнакомой и очень сложной сфере. С работой пресс-секретаря я была знакома. Но мой прежний профессиональный опыт складывался исключительно на основе личных интересов (Инна Карпушина возглавляла пресс-службу Российского этнографического музея, руководила Управлением по связям с общественностью ТРК «Петербург». – Ред.). А здесь пришлось серьезно расширить горизонты моих представлений и о власти, и о журналистике, и о системе управления. И заниматься не только любимым делом, но и рутиной.
– Помимо прочего, вы плотно работаете с губернатором Александром Бегловым. Насколько в этом случае важен не только рабочий контакт, но и личный контакт с человеком?
– Это просто необходимо! Считаю, что как журналисту мне повезло наблюдать за организацией по-настоящему крупной работы. У меня перед глазами пример требовательности не только к подчиненным, но и к себе самому. Умение доводить любое начатое дело до конца. Причем не только свое, но и предшественников! Напомню, что Александр Дмитриевич принял Петербург с более чем сотней социальных долгостроев и недостроев. Сейчас этот список сократился почти в два раза.
– Когда в городских медиа вы встречаете критику в адрес губернатора, что испытываете в этот момент?
– Профессиональная, конструктивная дискуссия полезна. Но часто, не находя доводов, даже, казалось, интеллигентные люди не брезгуют переходить на личности. Это не только этически неприемлемо, но и несправедливо, хоть и объяснимо. Когда начинается работа по наведению порядка, повышается уровень требований. Число оппонентов растет пропорционально!
Впрочем, попытки манипуляций людьми малоэффективны. Важнее политических конфликтов для горожан возможность отдать ребенка в новый детский сад или школу с двумя бассейнами.
Кстати, федеральных нормативов на этот счет не существует! Такие требования к оснащению новых детских учреждений сформулировал Александр Беглов, когда стал губернатором. Все новые школы и детские сады сдаются с бассейнами для самых маленьких и полноценной чашей. Новые детские и спортивные площадки автоматически оснащаются элементами безбарьерной среды. В парках меняется или устанавливается освещение. Так же, как в сложившихся кварталах и на детских площадках. Достраиваются дороги. Промышленность получает новые заказы. Люди видят, что система работает.
– Вашу сегодняшнюю работу с журналистами Петербурга уже можно назвать командной?
– Да. Моя задача – информировать петербуржцев и все заинтересованные СМИ о той реальной работе, которую ведут губернатор и правительство города. Причем информация должна быть честной, достоверной и опираться на факты, поддающиеся проверке.
Иногда, конечно, бывает, что запрос от журналиста поступает в 17:30 с просьбой ответить до 18:00 того же дня. Если не получают ответ в обозначенный срок, воспринимают это как нежелание общаться, то есть делать свою работу. Они не придают значения необходимости проверить или уточнить информацию в одном или нескольких профильных ведомствах. Это занимает время. Но коллеги не дадут слукавить – с самого начала моей работы во главе пресс-службы Смольного мы стараемся отвечать на запрос редакции день в день. Хотя по закону о СМИ имеем неделю как минимум.
– Есть ли у вас в телефоне «черный список» журналистов?
– Нет. Кто-то обязательно перезвонит с незнакомого номера, и ты будешь выглядеть глупо (смеется). Когда сама работала журналистом, то часто говорила чиновникам, которые приходили ко мне на эфир: «Нет плохих вопросов, есть хорошие ответы». Сейчас поиск «хороших ответов» – это моя работа.
– В программе «Петербургский час» на Пятом канале, которую вы раньше вели, были агрессивные моменты в разговоре с вашими собеседниками. Сейчас вам их не жалко?
– Конечно, сейчас я намного лучше понимаю трудности, с которыми они сталкивались в разговоре со мной. Великий ученый Юрий Лотман, культуролог и литературовед, замечал: «Легко говорить гораздо больше, чем знаешь, и гораздо больше, чем думаешь». Иные интервью – наглядное подтверждение этого наблюдения. Трудно отстаивать свою позицию, когда журналисты, не владея фактурой, переключаются в «режим пафоса». Как говорится, «за все хорошее против всего плохого». Для некоторых в наши дни быть противником власти стало модно. А для кого-то порой еще и выгодно. Можно сказать, что государственная служба сегодня требует определенной отваги.
Вообще, за два года в Смольном я составила представление о том, кто на что способен. И могу сказать, что сегодня в администрации Петербурга большинство людей работают много и ответственно. Есть, конечно, люди недаровитые, есть ленивые, но это уж как везде. Одно могу сказать определенно: те, с кем я столкнулась и работаю в Смольном, не похожи на тот собирательный портрет глупого, самодовольного и черствого чиновника, который сегодня порой принято рисовать на стороне.
По-другому бы у нас просто не получилось справиться с пандемией коронавируса. Могу сказать, что мои товарищи по работе снимают телефонную трубку так же, как и я, то есть всегда.
– Тут, наверное, дело в вашем статусе...
– Дело не только в корпоративной солидарности. Они понимают, что просто поболтать я не позвоню. Потребуется помощь или информация.
Был случай, когда в субботу утром я шла на работу, и около Смольного ко мне буквально бросилась женщина со словами: «Помогите!» У нее была очень тяжелая ситуация: приехали в Петербург издалека, российского гражданства нет, мужу-шахтеру срочно требовалась пересадка легкого. Нашелся донор в Москве, но мужу стало хуже, везти его в столицу было нельзя. В общем, тупик...
Так вот, к разрешению этой коллизии подключились вице-губернаторы, руководители комитетов – все, кто мог хоть как-то помочь.
И это лишь один из примеров. Только в моей практике – десятки!
– Возвращаясь к социальным сетям... Вы некоторое время назад активно вели свой Instagram. Планируете вернуться к нему?
– В сутках только 24 часа, и мне катастрофически не хватает времени вести аккаунт в Instagram. Но есть и другая причина.
Я считаю, аккаунт должен быть либо официальным, либо личным. А с учетом специфики работы мне бы хотелось оставить личное при себе.
– Говоря про рабочие проекты в социальных сетях. Вы вели Telegram-канал «Барышня в Смольном». Планируете ли его возобновить?
– Все время надеюсь, что смогу вернуться к этому проекту. Сегодня накопилось много материала, которым хочется поделиться. Но публикации в нем требуют основательной подготовки. Плохо, скучно, в режиме обязаловки его делать нельзя. Дойдут руки или нет до того, чтобы делать хорошо, пока не знаю. Надежды не теряю, мне было интересно вести канал. Пока коплю силы.
– А появится ли в ближайшее время страница Александра Беглова в новых социальных сетях, например, в том же Instagram?
– Александр Дмитриевич сегодня очень активен в социальной сети «ВКонтакте». Там собралась большая аудитория. Для него это качественный инструмент взаимодействия с людьми. Горожане на странице оставляют сообщения с просьбами о помощи, высказывают свои пожелания или претензии. Губернатор лично несколько раз в день заходит на свою страницу. Читает сообщения и тут же моментально дает по ним соответствующие распоряжения коллегам. А его подчиненные понимают, что нет смысла обманывать руководителя по той или иной проблеме. Ему напишут на страничку «ВКонтакте», и он все равно узнает. Появится ли что-то еще? Наверняка! Власть должна быть представлена на всех площадках, где она может о себе что-то рассказать. И говорить с аудиторией на одном языке.