Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Игорь Бутман: «Искусство – это единственное, в чем люди могут не сомневаться»

Знаменитый российский джазмен рассказал «ПД», как научиться любить джаз, об отношениях со зрителями и о любви к хоккею
Игорь Бутман: «Искусство - это единственное, в чем люди могут не сомневаться» Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Как полюбить джаз человеку без музыкального образования? Возможно ли это?

– Конечно, возможно. Человеку надо послушать какие-то хорошие примеры джаза. С плохого лучше не начинать. Например, можно послушать пианиста Оскара Питерсона, саксофониста Чарли Паркера, Джонни Ходжеса, Майкла Брекера, Джона Колтрейна, Эллу Фицджеральд, Луи Армстронга, Гленна Миллера. Тогда джаз сразу будет любим.

– Или вас?

– Меня в первую очередь, но я пошёл просто по нарастающей (смеётся).

– Вы как-то сказали, что публика на ваших концертах бывает разной, открытой и закрытой. В Петербурге она какая?

– В Петербурге она самая лучшая. Это, во-первых. Во-вторых, я тоже был ленинградским поклонником джаза до того, как начал играть эту музыку. Хотя я любил и другую музыку. Мне нравился и Deep Purple, и альбомы замечательного ансамбля, который назывался «Ленинградский диксиленд». Это единственная джазовая пластинка, которая тогда продавалась. Потом я ходил на концерты Давида Голощёкина и в джаз-клуб «Квадрат», в котором выступали не только ленинградские, но и московские джазовые музыканты. Особенно мне понравился ансамбль «Аллегро». Вот так я и полюбил джаз. Так и любой другой человек может полюбить джаз.

– Вам с какой аудиторией легче контактировать – той, которая понимает вашу музыку, или нет?

– Конечно, с той, которая понимает, знает какие-то правила прослушивания джаза. В Петербурге Давид Голощёкин всех научил, что надо после каждой импровизации, после каждого сольного эпизода артиста обязательно ему аплодировать. Так принято. Это оценка мастерства импровизатора. Это показывает, что ты знаешь, когда музыкант начал импровизировать, когда закончил.

И конечно, с такой публикой легче. Но бывает публика, которая не знает ничего, но интуитивно чувствует музыку. Знаете, если всё в одной публике сходится, это чудесно. И, конечно, от людей зависит твоё вдохновение. Когда тебя понимают и внимательно слушают, легче говорить, рассказывать. Всё-таки джазовые музыканты рассказывают какую-то историю, когда импровизируют.

И вот когда люди доверяют друг другу, они могут говорить сокровенные вещи – для музыки это очень важно.

Вообще, любая публика – это прекрасно. Если она пришла, значит, она сделала свой выбор. И тогда ты должен максимально делать свою работу, творить, импровизировать на самом высшем уровне эмоций и мастерства.

– 15 марта в Большом зале филармонии пройдет гала-концерт «Триумф джаза». Уже 21-й по счету. Чем будете удивлять на этот раз?

– Во-первых, «Триумф джаза» впервые пройдёт в Большом зале Филармонии. К нам приедет пианист Эммет Коэн – молодой музыкант, который выступал на всемирно известных фестивалях, играл в лучших джазовых клубах мира. Во время пандемии еженедельные онлайн-сеты его команды собирали сотни тысяч просмотров в интернете. Кстати, мы с ним выступали на жеребьёвке чемпионата мира по футболу. Приедет мой хороший друг Аллан Харрис – один из выдающихся вокалистов своей эпохи. Мы играли с ним в Америке, Индии, были на гастролях в Европе. Он будет со своей группой The Allan Harris Band.

Будет наш оркестр с певицей Фантине и пианистом Олегом Аккуратовым. Широкая публика о них узнала благодаря телепроекту «Голос».

– Вы как-то обмолвились, что не устали от вопросов о политике, поэтому с вашего позволения спрошу. В 2000 году вы играли для Владимира Путина и Билла Клинтона. А что именно вы играли и почему?

– Мы играли «Блюз усталого мужчины», потом мы сыграли мою композицию «Ностальгия». Хотелось сыграть что-то своё, чтобы показать, что у российского джаза есть своя композиции. Играли «Караван» – одну из самых известных композиций Дюка Эллингтона и Хуана Тизола. Вообще, наше выступление было ограничено всего 15 минутами, и за это время надо было удивить и Владимира Владимировича, и Билла Клинтона.

– Как вы думаете, музыка может объединять политических оппонентов?

– Только музыка и объединяет! Вообще, искусство может всех объединить, потому что это единственное, в чем люди могут не сомневаться. Вот спорт объединяет, музыка объединяет, потому что все восхищаются красотой, талантом, благозвучием, эмоцией. Если о чём-то и говорить двум людям, у которых разное мнение относительно политической и геополитической ситуации, то о музыке, потому что музыка им может нравиться одна и та же. Вот в спорте – красотой можно восхищаться, силой, а в музыке – эмоциями.

– Клинтону ваше исполнение понравилось настолько, что он даже упомянул о вас в своей книге. А если бы вы написали книгу, о ком или о чем вспомнили?

– Ну, конечно, я бы упомянул всех тех людей, от которых очень многое зависит в этой жизни. Конечно, это Борис Ельцин, Билл Клинтон, Цзян Цзэмин, который пел с моим квартетом русскую песню «Далеко-далеко, где кочуют туманы» композитора Георгия Носова. Вспомнил бы бывшего полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Виктора Казанцева, пианиста и композитора одновременно, а также аккордеониста Александра Беглова, губернатора Санкт-Петербурга. Вспомнил бы Мадлен Олбрайт, Биньямина Нетаньяху, который приходил ко мне в клуб и слушал джаз, а ещё Алексея Кудрина, который играет на барабанах.

– Давайте поговорим о литературе. Один из ваших любимых писателей – Ремарк. Зачем нужно читать Ремарка?

– У него замечательные книги о дружбе, силе, вере в любовь. Особенно «Три товарища». Ситуации, о которых рассказывает автор, могли случиться в любой стране, с любыми людьми. На таких книгах воспитываются порядочные люди. Думаю, если кто-то непорядочный, значит, он не читал «Три товарища».

Ни для кого не секрет, что вы любите играть в хоккей и занимаетесь фигурным катанием. Сейчас есть время на спорт?

– Фигурное катание не то чтобы очень любил, просто попал в могучие руки Ильи Авербуха и принял участие в первом «Ледниковом периоде», он назывался «Звезды на льду». Когда приглашал Илья, он сказал, давай, ты нам нужен, ты известный человек, который умеет стоять на коньках. Ты через пару передач «вылетишь», и мы тебя отпустим. А я долго не «вылетал». Там такое условие было: кто меньше всех зарабатывает баллов, тот «вылетает». Но я «вылетел» только в самом конце.

Это был полезный опыт: понял, как тяжело фигуристам, которые танцуют в парах – там сложные вращения, поддержка.

Ну, а в хоккей я играю с пяти лет. Начинал в школе СКА, потом был спортивный клуб «Волна». До 18 лет играл в разных командах, а потом уехал в Америку, там снова пришлось встать на коньки. Один вышибала в баре спросил однажды: «Ты русский, значит, умеешь играть в хоккей?» Я говорю: «Да, играл когда-то». – Ну, давай, – говорит, – приходи с нами играть». Так началось моё возвращение в спорт: купил амуницию, коньки, клюшку. Мы тогда с любительской американской командой объездили всю Европу. Многие меня знают как участника Ночной хоккейной лиги. А всё началось с того момента, как сыграл для Клинтона. Теперь меня приглашают играть в таких матчах, где принимает участие президент.

– Как себя сейчас поддерживаете в форме?

– Стараюсь двигаться больше, гулять пешком. Если еду на отдых, хожу в спортивный зал, заставляю себя педали крутить, тяжести таскать. А так – хоккей, иногда легкая зарядка, отжимания.

– Есть сейчас время смотреть хоккей?

– Не целые матчи, нет, смотрю, в основном, какие-то яркие моменты, дайджест. Скажем, как играет Саша Овечкин, Евгений Малкин. Или вот 27-го февраля был на матче СКА – «Динамо» Минск. Вообще, был потрясен скоростями, самой игрой, получил невероятное удовольствие. И от нашей команды, и от минской. Достойная игра. Потом уже узнал, что, оказывается, в городе коробку хоккейную сделали меньше, и это прибавило скорости.

– Всё хорошо с нашим хоккеем?

– Да, с нашим хоккеем всё хорошо. Смотрите, перед нашим хоккеем поставлена цель – быть конкурентным с НХЛ. Но надо учитывать, что НХЛ больше 100 лет. И, кстати, ровно 100 лет назад из-за пандемии испанского гриппа во время финала Кубка Стэнли («Сиэтл» играл против «Монреаля»), умер хоккеист. Тогда этот матч так и не доиграли.

Североамериканская национальная хоккейная лига строилась очень долго. Это мощнейший бизнес. А задача, чтобы молодые российские игроки из двух лиг выбирали нашу. Вот сейчас заиграл в «Миннесоте» Кирилл Капризов из ЦСКА, забил два гола, показал себя хорошо, и он уже там звезда. А если у нас кто-то заиграл и забил столько же – он разве станет национальной звездой? Нет.

– После последнего МЧМ стали критиковать наших молодых ребят за отсутствие мотивации…

– Да всё есть у них. Сказать же журналистам что-то надо. Самое главное, посмотрите, мы выиграли у американцев. А канадцы американцам проиграли. Канадцы выиграли у нас с сухим счетом, а потом американцы выиграли у канадцев с сухим счетом. Ну вот у кого нет мотивации – у канадцев, американцев или у наших? Это спорт, и в этом его прелесть.

Это же спорт. Когда игроки выходят на лёд, они хотят выиграть. Вот у меня мотивации, может быть, больше, чем у всей сборной России вместе взятой. Но я не смогу со всей своей мотивацией даже близко шайбу потрогать. Ни мастерства, ни скорости не хватит.

 Давайте от спорта к делам сердечным. Вы по-прежнему вините Илью Авербуха в том, что он разрушил ваш второй брак?

– Нет, это я пошутил тогда. Кстати, это моя жена первая на одной из телепередач так сказала. Она считает, что я после шоу Ильи потерял голову, потому что ко мне пришла популярность.

– А вы верите в вечную любовь – вот чтобы с одним человеком на всю жизнь?

– Много примеров есть тех, у кого получилось. Тут нужны мудрость, терпимость, вера, ведь мужчины и женщины разные, несмотря на все разговоры о гендерном равенстве. Должны быть уступчивость, понимание, прощение и желание жить вместе. Вот у меня не получилось, возникли противоречия. Но я всё равно верю в любовь, но не верю, что она должна быть какой-то категории. Она должна быть разной.

– Как на ваших планах, жизни и бизнесе сказался коронакризис?

– У нас, как и у всех, отменилось много концертов и гастролей… К сожалению, мы с оркестром не могли репетировать, потому что было запрещено встречаться. Зато сделали несколько записей онлайн. Например, с оркестром мы записали одну пьесу Чайковского из его «Времен года». Кто-то на телефон записывал, кто-то на более профессиональную аппаратуру. А потом мы всё это свели и выложили в соцсети. Людям очень понравилось, звучало очень хорошо.

А ещё мы придумали еженедельные онлайн-встречи в Фейсбуке и Инстаграме, много рассказывал о своих знакомствах с великими музыкантами – Давидом Голощёкиным, Геннадием Гольштейном, Игорем Чернышевым, Олегом Лундстремом, Виталием Долговым, Вячеславом Назаровым. Это те люди, которыми я всегда восхищался. А ещё много в этот непростой период выступал с мастер-классами, в том числе для самых юных любителей джаза, делился профессиональными секретами. Говорил в том числе о том, о чём можно было бы написать книгу.

Гала-концерт XXI Международного фестиваля «Триумф джаза» пройдёт 15 марта в Большом зале филармонии (Михайловская, 2). Начало в 20:00.

Закрыть