
Сбежавшая в ИГИЛ*: фильм «Пальмира» выходит в прокат
11 марта в прокат выходит фильм «Пальмира» режиссера Ивана Болотникова. Пронзительная история военного врача Артура, который едет в Сирию, чтобы спасти сбежавшую к террористам дочь. Картина основана на реальных событиях.
От идеалиста к террористу
«В 2015 году я в СМИ прочитал удивительную историю дагестанского школьного учителя Расула Магомедова, который ради спасения трех дочерей полгода жил в Сирии под властью запрещенной на территории России террористической организации ИГИЛ», – вспоминает Иван Болотников.
Жена Расула Магомедова сбежала в Сирию вместе с тремя дочерьми и повторно вышла замуж. Новый муж ее младшей сестры, которая также находилась на подконтрольной ИГИЛ территории, знал, что Магомедов – мусульманин, а значит, имеет право забрать детей себе, если совершит хиджру, то есть переселится на земли Халифата. Магомедов отправился в Сирию, обратился там в шариатский суд, и ему отдали дочерей. После он спланировал побег: до границы он с тремя детьми полз по-пластунски, опасаясь нарваться на террористов и минные поля. К счастью, все закончилось благополучно, и все четверо смогли вернуться домой в Дагестан.
«Эта история подтолкнула меня к созданию фильма, но все же «Пальмира» – это художественный фильм, а не документальная лента», – отметил режиссер.
Главный герой «Пальмиры» бывший военный врач Артур тоже едет в Сирию за дочерью Марьям, однако она в запрещенную на территории России террористическую организацию ИГИЛ сбежала без мамы и по доброй воле.
«Наш герой для спасения дочери едет в Сирию, но это ни в коем случае не военная операция. Название фильма не имеет прямого отношения к городу Пальмира. В нашем случае это художественное олицетворение всего человеческого наследия, подвергшегося атаке террористов», – говорит продюсер и кинокомпозитор Андрей Сигле.
Трагедия показана именно глазами отца. «Артур живет в устоявшемся архаичном мире в дагестанской деревушке. И вдруг к нему в дом вместе с группой захвата вламывается современный мир с его острыми проблемами. Артур узнает, что его красавица и умница дочь, которая учится на врача в Петербурге, сбежала в Сирию», – рассказал Иван Болотников.
Правду, чувства и мысли Марьям создатели фильма намеренно оставляют за кадром и немного расфокусированными. Девушка лишь однажды говорит, что русские переврали Коран и что врагов Аллаха надо беспощадно убивать. Зато кадры из её юности выдают в ней идеалистку.
«Марьям ведет себя как максималистка и революционер. Столкнувшись с несправедливостью, она решает уничтожить весь мир. Во время работы над фильмом в 2018 году мы ездили в Сирию, ИГИЛ был там изгнан, и мы пообщались с теми, кто пережил диктатуру радикалов. Это были целые территории, спокойно принимавшие новые порядки, потому что ИГИЛ обещал жизнь по Корану, то есть по самым справедливым для мусульман законам. Конечно, радикалы лгали, но у людей был такой высокий запрос на справедливость, что они им верили», – добавил режиссер.
Может произойти с каждым
Иван Болотников рассказал, что сценарий «Пальмиры» переписывали семь раз, так как менялось все – и актеры, и места съемок, и сюжетные детали.
«Изначально мы планировали вести съемки в Дагестане, Турции и Сирии. Съездив в Сирию, мы поняли, что работа не пойдёт – периодически там ещё гремели взрывы. Мы приняли сложное для себя решение – делать свою Сирию в Дагестане», – сообщил режиссер.
Создатели «Пальмиры» не пытались пугать зрителей кровавыми подробностями, и возрастное ограничение у картины всего 16+. «Мы хотели передать чувства человека, который оказался в безвыходном положении», – пояснил Иван Болотников.
Роль Артура изначально готовили для известного турецкого актера Эрдала Бешикчиолу. «Он прекрасно справился бы с работой, однако нам показалось, что в его исполнении персонаж будет слишком предсказуемым, поэтому я предложил сотрудничество Гезе», – сказал Иван Болотников.
Венгр Геза Морчани даже не является профессиональным актером, на родине он известен как драматург и переводчик. «Пальмира» – только вторая киноработа в его карьере, тем не менее, глядя на его игру, невольно задаешься вопросом: «Почему, ну почему он не начал сниматься в кино раньше?!»
«Удивительно, как венгр, который ничего не знал о Дагестане, смог так хорошо понять Артура. Геза не играет, он живет в своей роли. Его участие в проекте – большая для нас удача», – считает Иван Болотников.
Сам Геза Морчани к своей персоне относится куда скромнее. Сыграть в фильме он согласился только потому, что его заинтересовала трагедия Артура. «Когда я читал сценарий, то мне с самого начала было совершенно ясно, что речь идет о фундаментальной человеческой трагедии, драме. Принять участие в таком рассказе о нашем мире, нашей жизни – особая задача и особая честь», – отметил он.
Изначально роль врача Сабрии, которую Артур встретил на территории ИГИЛ, писалась под звезду сирийского кинематографа Сулаф Фавакерджи. Планировалось также, что она станет сопродюсером проекта, однако этого не произошло. «В итоге с этой ролью прекрасно справилась Даниэла Стоянович. Интересно, что петербургская актриса с греческими корнями Екатерина Крамаренко, сыгравшая Марьям, тоже пробовалась на Сабрию и была интересна в этой роли», – рассказал режиссер.
Иван Болотников отметил, что актерский состав неслучайно вышел таким «разнонациональным». «Нам хотелось объяснить, что это трагедия не конкретного народа, страны или религии. То, что произошло с нашими героями, могло произойти с каждым из нас, и ничьи дети, к сожалению, от подобного не застрахованы», – уверен режиссер.
ИГИЛ* – запрещенная на территории РФ террористическая организация.