Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«А.У.Е*». Личный опыт: режиссер рассказал, как снимали нашумевшую короткометражку

История основана на реальных событиях

Дипломный фильм студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения «А.У.Е» собрал на YouTube более шести миллионов просмотров и почти 240 тысяч лайков. И это неудивительно, ведь это первая картина, которая наглядно демонстрирует, как подростки вступают в «Арестантское уголовное единство». История основана на реальных событиях. Сам режиссер и сценарист Анатолий Корнилов когда-то лично столкнулся с подобным движением.

«А.У.Е» – это история старшеклассника Кости, которого предал друг Марат, зато помог, как позже выяснилось, враг Цыган. У друзей возник конфликт с толпой школьников, в итоге Марат сбежал, оставив Костю одного против толпы агрессивных парней. От расправы старшеклассника спас внезапно появившийся мужчина, которого играет харизматичный Андрей Вергелис. Он отвез парня домой, сказал, что его можно звать Цыган, и предложил пару раз в неделю заниматься единоборствами, чтобы научиться защищать себя. Костя попадает в компанию «добрых и сильных братишек», которые защищают слабых. Однако вскоре он узнает про «грев», т. е. деньги, которые надо собирать на нужды зэков. Причем забирать надо все у своих же школьных приятелей, используя физическую силу.

Для Марата и Кости история заканчивается хорошо – их спасает учитель труда, роль которого исполнил народный артист России Иван Краско. Однако финал истории все же трудно назвать позитивным.

КАК ПОПАДАЮТ В А.У.Е

Действие фильма основано на реальных событиях. «Я в 13 лет сам попал в подобное движение. Я жил в Таразе, там действовало несколько группировок, которые просто поделили город. Не состоять ни в одной было просто невозможно, любого подростка могли остановить на улице вопросом: «Чей ты?» «Ничейным» грозило избиение, впрочем, при встрече с представителями враждебной группировки – тоже. Как-то раз я попал примерно в такую же ситуацию, как герой фильма Костя. Друг бросил меня во время конфликта, зато помог парень по прозвищу Цыган. Так я и попал в группировку», – вспоминает Анатолий Корнилов.

Первые годы будущий режиссер до конца не понимал, куда попал. «Поначалу не было никаких угроз. Цыган был хорошим психологом, он действовал мягкой силой. Да и совсем маленькие дети в серьезных делах группировки не участвовали. Когда мне исполнилось лет 15, то «братишки» начинали говорить про общий денежный котел, который надо собирать на нужды группировки, а также тех, кто попал в тюрьму. Смешно вспомнить, но они призывали быть милосерднее и помогать слабым. Конечно, все собираемые деньги оседали в кармане Цыгана и тех, кто был над ним», – рассказал Анатолий Корнилов.

Также «братишкам» надо было помогать и кулаками: предполагалось, что если у кого-то из группировки возникают проблемы, то все остальные должны бросать дела и бежать драться. «На практике это, конечно, не всегда работало. Хорошо помню, как мне на помощь никто не пришел. Меня избили представители другой группировки», – вспоминает режиссер.


Любые нарушения, например, отказ приносить деньги, неявку на помощь «братишкам» и даже пропуск собрания группировки карались избиением. Конечно, большинство подростков хотели покинуть группировку, однако сделать это было фактически невозможно. Тех, кто озвучивал такое желание, жестоко избивали. «Еще предлагалось откупиться. Надо было принести неподъемную для казахского школьника сумму – около 10 тысяч рублей. Хотя я очень сомневаюсь, что тех, кто принес, оставляли в покое. Скорее, «братишки» взяли бы в оборот состоятельного подростка», – полагает Анатолий Корнилов.

Пойти в полицию было немыслимо – это страшный грех по дворовым понятиям. Родителям тоже жаловались немногие. «У меня была одна мама, которая сутками работала врачом, чтобы прокормить меня, сестру и брата. Но сейчас я думаю, что зря мы не жаловались, не так уж плохо было с полицией. Маме я все рассказал только несколько лет назад, она была в ужасе, говорила, что у нее были пациенты, которые могли бы припугнуть этих ребят», – рассказал режиссер.

Официально будущий режиссер состоял в группировке до конца школы, однако так и не стал ее полноценным членом. «За нарушения правил группировки мне грозили суровые избиения, я каждый день из школы домой возвращался окольными путями. Спас меня в итоге взрослый авторитетный бандит. Я занимался в театре и играл на гитаре, ему нравилось мое творчество, и он, как говорится, «порешал» мой вопрос. Я до сих пор считаю, что легко отделался», – рассказал он.

НЕ СТУДЕНЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Режиссер и художественный руководитель фильма Виктор Бутурлин признался, что «А.У.Е» ему оценивать сложно, ведь он принимал участие в его создании, однако то, что по качеству работа переросла студенческий уровень, – бесспорно.

«Из десяти студентов только от одного можно ждать быстрых результатов. Режиссеры созревают по-разному: кто-то за пять лет, кто-то за десять. Лично я пришел в кино только в 35 лет. Толик пришел к нам с актерского отделения, потому что почувствовал, что хочет стать режиссером. Сразу было понятно, что у него «правильный глаз», то есть острое ощущение современности, а значит, работа будет сильной. Именно поэтому я решился пригласить актера уровня Ивана Ивановича Краско, а это бывает очень редко. До этого он снялся только в одном фильме моих студентов», – рассказал Виктор Бутурлин.

Иван Краско заверил, что всегда готов помогать студенческим проектам, ведь никакого бюджета у них, по сути, нет, однако только в том случае, если сценарий убедительный. «Я не знал, что такое АУЕ, но меня просветили. Мне сразу же понравилась идея, поэтому я и согласился принять участие в съемках. Обычно я как-то корректирую сценарий, однако в данном случае даже поправить было нечего. Все ребята, работающие над фильмом и в кадре, и за кадром, – молодцы. Я уверен, что у них есть будущее в кино», – сказал он.

В съемках фильма участвовало около 30 актеров, и для большинства роль была первая. Исполнители главных ролей Вячеслав Савельев и Дмитрий Хасанов закончили СПб ГИКиТ в 2020 году и продолжают делать первые шаги в кино.

Анатолий Корнилов пишет сценарий для своего первого полнометражного фильма. «История крутая, но без финансовой помощи Министерства культуры России нам не обойтись», – сказал он.

*АУЕ – экстремистская организация, деятельность которой запрещена в РФ. Теперь любой, кто публично пропагандирует и распространяет воровскую идеологию, может оказаться под следствием.