Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Автор комиксов о петербургском метро отметил творческое пятилетие

«ПД» побывал на выставке, чтобы показать лучшие работы
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В эту субботу, 27 февраля, в библиотеке книжной графики на 7-й Красноармейской, 30, отметил творческое 5-летие Илья Тихомиров – петербургский художник-иллюстратор, известный своими остроумными рисунками о городских станциях метро, ретро-автобусах, «Авроре» и петербургской погоде. «В Новый год мы чудо ждём, получаем снег с дождём» - гласит надпись под картинкой с изображением ёлки на Дворцовой и прогуливающихся под зонтиками людей.

Сейчас в библиотеке проходит персональная выставка работ Тихомирова (она открыта до 9 марта 2021 года), где художник представил несколько серий своих работ. С рассказа о том, как он стал известным «на весь Интернет» Илья начал свой творческий вечер.

«28 февраля 2016 года, ровно 5 лет назад, мы с моей женой Аней стали более или менее знаменитыми. Как-то вечером мы сидели и думали о проектах. Моя жена в какой-то момент стала рисовать пешеходную карту метро. В этом зале, кстати, тоже есть такая карта, правда, новая версия. Та схема бомбой разлетелась по сетям. Эксперты приходили на каналы и рассказывали с серьёзным видом, можно ли за то время, какое было указано на карте, пройти от одной станции к другой. О нас тогда никто не знал и никто не обратился к нам со словами, «как хорошо, что вы всё это придумали». Тогда-то я и задумался над продолжением и решил рассказать о каждой станции. Так появились картинки. О нас стали писать, картинки стали репостить», - говорит Илья.

В 2016-м Илья Тихомиров выпустил большой комикс «Петербургское метро в картинках», где изображения каждой станции сопровождают ироничные короткие стихотворения. Говоря про «Достоевскую», автор замечает «фонари да подворотни», которых «больше сотни». А жители Купчино солидарны с такими словами: «С тобой мы едем, друг сердечный, в торговый комплекс «Бесконечный».

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Все проекты Илья делает со своей женой Анной Богатиковой, которая стала не только идейным вдохновителем, но и строгим судьёй. «Многим кажется, что у нас разделение труда: я отвечаю за рисунки, а она за стихи. Это не так, Аня – мой строгий критик, и если ей не нравится какой-то рисунок, я его переделываю, дорабатываю, ищу новые идеи», - признается художник. 

По-петербургски скромный и интеллигентный Илья Тихомиров сам проводит экскурсию по двум залам, где расположены его рисунки. У каждой серии – своя история. Правдивая с самого начала или ставшая таковой после опубликования проекта, отмечает Тихомиров. Например, проект «РетроБас», или «старый автобус», был создан совместно с Фёдором Черноусовым, занимающимся реконструкцией старой техники. 

«Каждый автобус – в своей среде обитания, в своей эпохе и сюжетами. Вот картинка, на которой люди пытаются втащить пианино в заднюю дверь. Вы скажете, такого не бывает. Но тот же Федор Черноусов в 2020 году дважды впихнул пианино в автобус. Первый раз я ему помогал. А во второй это произошло в рамках культурного мероприятия. Потом даже на задней площадке был концерт с музыкантами и оперными певицами. Это было невероятно круто. И я рад, что эта идея воплотилась в жизнь», - добавляет Тихомиров. 

Пожалуй, самым скандальным, по мнению автора, получился проект «Городские гербы». Рисунки появились в сентябре 2020-го года в социальной сети «ВКонтакте». На гербе Красносельского района Тихомиров изобразил городские и дачные дома с подписью «Ни к селу, ни к городу», на гербе Фрунзенского района - краба и креветку, - в честь пешеходных переходов, похожих на них по форме. А вот Петроградский район получил девиз «Страшно романтично». 

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

«Этот проект можно сравнить с Незнайкой. Помните, в книге Носова коротышки живут в одном городе, каждый занят своим делом. Вот и Незнайка всё время что-то придумывает. Однажды он решил нарисовать портреты всех жителей. Нарисовал и сделал выставку. Каждый посетитель хвалил Незнайку за то, как точно он изобразил общих знакомых, но когда подходил к своему портрету, очень обижался, и Незнайка получал от него в бубен. То же самое произошло и с гербами.
Мне говорили: «Тихомиров, ты очень классно нарисовал Адмиралтейский, но за наш Невский сейчас огребёшь», - говорит художник.

Одна из самых грустных историй, по словам юбиляра, серия «Вывески Ленинграда». Летом 2014-го Илья Тихомиров побывал в Будапеште и заметил, что там очень много старых указателей. Тогда он вспомнил, что в Петербурге таких тоже немало. «Кладовыми» табличек ленинградской поры были Лигово, Ульянка, Дачное, Сосновая Поляна. Илья решил собрать информацию о них в одном месте. Шесть лет продолжалась эта история, пока в прошлом году они не начали исчезать.

«Аноним, пользуясь материалами нашего паблика, отправлял фотографии на другой портал и просил проверить законность их нахождения. Тогда ещё не было принято никаких сохраняющих эти вывески документов. Правда, впоследствии, и мы приложили к этому руку, был принят ряд законов, и теперь есть шанс, что старые надписи уцелеют и их даже отреставрируют», - рассказывает Тихомиров.

Автор не скрывает, что некоторые комиксы создаёт к актуальным и знаковым событиям. «Аврору» пришлось писать с опережением, поэтому, как будет выглядеть корабль, автору пришлось додумывать самостоятельно. «Намедни было много ору! Уволокли чинить «Аврору». Когда начнут? –Начнут с утра! – Чего тянуть? – Давно пора», - так начинается серия картинок о знаменитом символе революции. Отдельной строкой - история из современной жизни, когда во время буксировки «Авроры» на борт забрались несколько экстремалов. Парни были одеты в костюмы зайчиков. Когда они высунулись из окна, их заметили. Спустя какое-то время «зайчики» появились в комиксе.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Также на выставке представлены серии о коронавирусе, транспорте будущего, знаменитой очереди в Русский музей на Айвазовского. Идеи можно не только подсматривать из жизни, но и придумывать. В заключительной части творческого вечера Тихомиров предложил гостям порисовать, чтобы они смогли понять формулу создания любой творческой работы. 

«Во-первых, надо выключить взрослого и рисовать так, как пятилетний ребёнок. Взрослые любят говорить, что они не умеют рисовать. Если человек может держать ручку и провести хотя бы обычную линию, то он умеет рисовать! После схематичного рисунка надо поразмышлять над деталями, чтобы зритель поверил в реальность. Добавить сюжет и сопроводить действие словами», - рассказывает художник, и взрослые берутся за ручки.