«Почему ваш проект не будет реализован»: типичные ошибки архитекторов
Много лет Санкт-Петербург, как, впрочем, и вся остальная страна, застраивался типовым жильем. Даже детские площадки долгое время обустраивали по единому образу и подобию, ведь так проще и дешевле. Однако последние годы архитекторы фиксируют рост интереса к нетиповым проектам, а спрос, как известно, рождает предложение. И все бы ничего, но вместе с индивидуальным подходом вернулись и типичные ошибки. Архитектор технопарка «Айра» Юлия Никольченко в Центре компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды рассказала, какие проекты никогда не будут реализованы.
Дорого, опасно и сложно
«Наш технопарк работает 16 лет, и последние четыре года мы наблюдаем рост интереса к индивидуальным малым архитектурным формам. Люди приходят к выводу, что если жилье типовое, то пусть хотя бы отдельные элементы среды будут уникальными, то есть скамейки, детские площадки, урны и прочее. Эту тенденцию подстегнули и социальные сети, ведь для красивых селфи нужны хорошие локации. Кроме того, креативный объект может стать новой точкой притяжения и спровоцировать развитие локации», – рассказала Юлия Никольченко.
Архитекторы любят креативные задачи, однако далеко не все нарисованные на бумаге идеи можно воплотить в жизнь. «Большинство проектов «отправляются в стол», так как архитекторы совершают одну или несколько из четырех базовых ошибок», – пояснила Юлия Никольченко.
Самая банальная причина – финансы. «Архитекторы часто не укладываются в обозначенный заказчиком бюджет или просто предлагают невыгодные, дорогостоящие решения. Например, нам предлагали сделать 20-метровую скамью из массива дуба, 50 сантиметров в высоту и столько же в ширину. Дуб – дорогостоящий материал, но в данном случае цена выходила просто космическая», – рассказала Юлия Никольченко.
Вторая ошибка, которую часто совершают архитекторы, состоит в том, что предлагаемое решение не отвечает правилам безопасности. Чаще всего это касается детских площадок, параметры которых строго регламентируются законом.
«Нам принесли очень красивый проект детской площадки, которая напоминала замок диснеевской принцессы. В одной из башен, на расстоянии четырех метров до земли, было окошко. При этом максимально разрешенная высота составляет два с половиной метра», – пояснила Юлия Никольченко.
Третья ошибка архитекторов в том, что они не всегда думают о том, как будут транспортировать свой объект в нужное место. «Нам предлагали сделать ротонду с крышей восемь на девять метров и четырьмя бетонными стойками, высотой около пяти метров. Конечно, это все можно переправить в нужное место, но велика вероятность, что объект будет поврежден. При этом транспортировать такие объекты желательно с сопровождением полиции и проблесковым маячком. Скорость же не должна быть выше сорока километров в час», – объяснила Юлия Никольченко.
Еще одна частая ошибка архитекторов заключается в неправильном выборе материалов. Кстати, заменить один на другой просто так нельзя, ведь это значительно меняет и облик, и стоимость, и даже способ изготовления объекта.
«Нам предлагали сделать огромное полотно из кортена для сквера воинской славы. Но ни один сварщик не соединит секции кортена (сталь. – Ред.) так, чтобы не было видно швов. При замене материала внешний вид объекта просто терялся. Помимо этого, часто предлагается украсить улицы настоящими картинами на холстах. Однако на данный момент просто нет материалов, которые позволят несколько лет подряд, несмотря на дождь, снег и солнце демонстрировать живопись – полотна быстро потеряют «товарный вид», – уточнила Юлия Никольченко.
Простота и новые технологии
Как правило, удачные примеры отличаются простотой и лаконичностью. «Все решения можно разделить на четыре группы: просто и плохо; просто; хорошо, но сложно; хорошо и просто. Всем архитекторам стоит стремиться к последним», – отметила Юлия Никольченко.
Множество проблем могут решить и новые технологии, однако подобных решений пока очень мало.
«Детям разного возраста нужны разные игровые площадки, но на размещение нескольких часто просто нет места. Для решения проблемы мы занимаемся развитием интерактивных программируемых площадок. На них с помощью специального пульта можно выбрать ту игру, в которую хотят поиграть дети, которая подходит их возрасту. Реализованные проекты уже есть в Татарстане», – рассказала Юлия Никольченко.
Помимо этого, растет интерес к дополненной реальности. Например, специалисты технопарка «Айра» работают над созданием «электронного кота», который сделает среду более безопасной для детей.
«Все родители учат детей не доверять посторонним, однако трагедии все-таки случаются. Проблема в том, что многие дети просто пропускают мимо ушей такие увещевания. Мы задумались, возможно, кота из дополненной реальности на детской площадке малыши будут слушать с большим интересом. И теперь у нас есть кот, который напоминает детям, что посторонним доверять нельзя, что нужно соблюдать технику безопасности, а также, как не заболеть коронавирусом», – сообщила Юлия Никольченко.
Архитектор добавила, что для общения с котом из дополненной реальности нужен только смартфон. Причем нужный QR-код можно разместить где угодно.