Незыблемый Феликс: эксперты объяснили лояльное отношение петербуржцев к Дзержинскому
Тридцать лет назад в Москве снесли 11-тонный памятник Феликсу Дзержинскому. Сама скульптура переместилась в парк искусств «Музеон». Попытки вернуть памятник предпринимались неоднократно, а сейчас разговоры о его восстановлении перемежаются с предложениями поставить на этом месте памятник другой исторической личности – князю Александру Невскому. Голосование открылось в четверг на портале «Активный гражданин».
В Петербурге, в отличие от Москвы, стоит памятник Дзержинскому, а также существует Музей истории политической полиции и органов государственной безопасности, расположенный на Гороховой, 2. Словом, на бронзовую фигуру Дзержинского никто не покушался.
Симпатии к строю
Экскурсовод музея на Гороховой улице Ирина Лукашова рассказала «ПД», что, несмотря на различную тональность выставок, организуемых музеем, большинство посетителей все-таки испытывают определенную симпатию к Феликсу Дзержинскому. Во-первых, посетителей старше 60 лет – подавляющее большинство. Во-вторых, среди них 70 процентов симпатизируют советскому строю, связывая с ним свою молодость.
«Конечно, репрессии коснулись многих, чуть ли не 30 процентов населения: были те, кто сидел, и те, кто охранял. Есть люди, которые к ВЧК-НКВД относятся негативно. Молодежь, которая советский строй не застала, к фигуре Дзержинского относится по-разному, тут нет четкого большинства мнений», – рассказала Лукашова.
Также в музее сообщили, что, помимо дома на Гороховой, памятных мест Дзержинского в Петербурге нет.
Повезло с местом
Политолог Александр Конфисахор уверен: персональной ненависти к Дзержинскому у протестующих 30 лет назад не было. Памятник снесли на волне ненависти к коммунистическому строю, потому что он был главным символом той силы, которая обеспечивала устойчивость Советского Союза.
«В Петербурге в августе 1991-го центром противостояния стала Исаакиевская площадь, – вспоминает Конфисахор. – Я был там и наблюдал все это дело. Возможно, будь на этой площади памятник кому-то из революционных деятелей, его бы тоже снесли, но там стоит Николай I. А памятник Дзержинскому находится на Шпалерной улице, которая хоть и в центре, и возле Смольного, но все-таки очень далеко от Исаакия».
Второй причиной, которая уберегла бронзового «железного Феликса» от поругания, стало то, что конкретно на нем негатив как-то не проецировался. При этом обычные люди предпочитали ничего не знать о красном и белом терроре, они, вне зависимости от своего отношения к советскому строю, были в 1980-х годах заняты своей семьей, резюмировал политолог.
Через призму времени
Директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов объяснил «бережное» отношение к памятнику Дзержинскому в Петербурге.
«Разные регионы по-разному относятся и к своему прошлому, и к его героям. В Москве протесты были острее, они и привели в итоге к тому, что памятник снесли. У жителей нашего города требования были более спокойными, да и участие населения – не таким массовым», – аргументировал свою позицию историк.
На вопрос – чей памятник лучше установить на Лубянке, декан твердо заявил: обоих.
«Оба в истории государства сыграли большую роль, и оба действовали из благородных побуждений. По крайней мере, они заботились о сохранении государства. Даже Дзержинский: решал, по сути, насущные задачи. И только мы через призму времени можем оценить, насколько правильно или неправильно было это решение, – рассказал Даудов. – А сносить памятники, кому бы они ни были установлены, в корне неправильно, потому что, по сути, это памятники эпохе, а не личности. Любой прошлый опыт, даже плохой, будет полезен, если опираться на него с умом, а для того, чтобы его помнить, и нужны эти свидетельства эпохи».
Напомним, что в нашем городе есть и памятник Александру Невскому. Он был открыт 9 мая 2002 года.